Техника - молодёжи 2009-08, страница 33

Техника - молодёжи 2009-08, страница 33

рачиваться головой вперёд и карабкаться, цепляясь руками...

Тогда-то и стало ясно: в скафандрах мягкого типа работать в открытом космосе неудобно, надо искать другое техническое решение. Разработчики «Звезды» перешли к скафандрам полужёсткого типа.

ОДЕЖДА ДЛЯ КОСМОСА

Вообще все скафандры состоят из двух основных оболочек: внутренней герметичной и внешней силовой. В первых советских конструкциях внутренняя оболочка попросту склеивалась из листовой резины, для производства которой использовался натуральный каучук.

Затем в спасательных скафандрах типа «Сокол» и всех последующих внутренняя оболочка стала резинотканевой. Однако в скафандрах, предназначенных для работы в открытом космосе, по-прежнему используется листовая резина, как более герметичный материал.

Внешняя оболочка - из специальной ткани. Американцы в качестве её основы используют нейлон, наши специалисты — капрон. Эта оболочка, словно покрышка футбольного мяча, защищает внутреннюю, резиновую, от случайных повреждений и не позволяет ей чересчур раздуваться - ведь внутри скафандра давление, близкое к атмосферному, а снаружи, напомним ещё раз, — космический вакуум.

И хотя в космосе царит также вселенский холод, главная задача конструкторов — защитить космонавтов от... перегрева. Снаружи припекает солнышко, не прикрытое земной атмосферой, а внутри работающий космонавт представляет собой машину, выделяющую немалое количество тепла.

Пришлось применить в скафандрах принудительную систему охлаждения. Поначалу были попытки использовать систему трубок, по которым протекала проточная вода. Но потом пришли к выводу что проще использовать для вентиляции газ. По одним каналам подводится к телу прохладный кондиционированный воздух, по другим -удаляется нагревшийся.

Системы жизнеобеспечения, позволяющие человеку дышать и жить в безвоздушном пространстве, делятся на два вида — вентиляционные и реге-нерационные. Первые более просты по устройству — в них использованный воздух выбрасывается наружу, так, как это происходит в акваланге. По такому принципу были устроены первые скафандры СК-1, в которых летали Гагарин, Титов и другие первые космонавты, а также скафандр «Беркут», в кото

ром Леонов совершил выход в открытый космос, и легкие спасательные скафандры типа «Сокол».

Для продолжительной работы в открытом космосе, для выхода на поверх -ностьЛуны потребовались регенераци-онные скафандры длительного пребывания — «Орлан» и «Кречет». В них выдыхаемый газ регенерируется: из него отбирается влага, а сам воздух снова насыщается кислородом и охлаждается. По сути, это миниатюрная копия системы жизнеобеспечения космического корабля.

Под такой скафандр космонавт надевает уже специальный сетчатый костюм водяного охлаждения, весь пронизанный пластиковыми трубками с охлаждающей жидкостью. А под него — хлопчатобумажное бельё со специальной антибактериальной пропиткой и нагрудник с закреплёнными на нём телеметрическими датчиками, передающими информацию о состоянии организма космонавта.

ПАРА СЛОВ О ЛУННОМ СКАФАНДРЕ

Кстати, далеко не всем, наверное, известно, что А.А. Леонов участвовал и в подготовке советской лунной экспедиции. О некоторых её подробностях мне рассказал в свое время Исаак Павлович Абрамов, который был ведущим конструктором лунного скафандра. Именно в нём кто-то из четырёх космонавтов — Леонов или Быковский, Кубасов или Рукавишников — должен был выйти на поверхность Луны.

Эта конструкция отличалась тем, что между несколькими слоями эластичной ткани закладывалась металлическая прокладка типа сетки. Она не позволяла скафандру чересчур раздуваться, обеспечивала необходимую жёсткость и в то же время позволяла довольно свободно передвигаться.

Специалисты подумывали и о том, чтобы создать совсем жёсткий, кирас-ный скафандр с шарнирами-сочленениями на местах сгибов — что-то вроде лат средневекового рыцаря. Но он получился слишком объёмным, в нём трудно было бы разместиться в лунной кабине.

На спине лунного скафандра, как обычно, — ранец системы жизнеобеспечения, но ещё более надёжный, чем на орбитальных скафандрах, с большим сроком автономности. Два светофильтра — один для работы при солнечном свете, другой в тени — обеспечивали космонавту хорошие возможности наблюдения. Скафандр был рассчитан на два режима давления, в нем можно было не только стоять, но и сидеть...

Конструкторы предусмотрели все варианты, провели полный цикл испы

Момент развёртываний антенны космонавтами в скафандрах «Орлан-Mi

тании на земле, смогли сымитировать даже лунную тяжесть, составляющую, как известно, 1/6 земной, и были готовы к выполнению полёта на Луну. Эта работа оказалась одним из немногих пунктов советской лунной программы, который был выполнен полностью.

Луну на Земле, кстати, устроили весьма просто и оригинально. Подвесили скафандр с испытателем на специальных растяжках к подъемному крану, отрегулировали растяжки так, чтобы давление на ноги составляло около шестой части обычной нагрузки. Провели испытания. И, как оказалось, такая имитация позволила предвидеть многие тонкости поведения человека на естественном спутнике нашей планеты, Так, испытания на кране показали, что космонавту будет удобно ходить, слегка согнувшись — как бы по-обезьяньи. Именно так шёл потом Нейл Армстронг.

НЫНЕ НА ОРБИТЕ

Сегодня на МКС, экипаж которой состоит уже из шести человек, планируется полная замена российских скафандров «Орлан-М», в которых сейчас работают в открытом космосе, на более современные — «Орлан-МК». По словам генерального директора Научно-производственного предприятия «Звезда» Сергея Позднякова, «Орлан-МК» — это пятая модификация «Орланов» и первый российский компьютеризированный скафандр. Уже в процессе надевания он «подсказывает» космонавту, какие системы и в какой последовательности нужно проконтролировать перед выходом в открытый космос, а также сообщает о состоянии этих систем во время работы. При возникнове-

www.technicannolodezhi.ru 31