Техника - молодёжи 2010-11, страница 25

Техника - молодёжи 2010-11, страница 25

хиваясь от сдачи, даже если тех угораздило ему предлагать.

Я несколько раз пытался задать Олегу вопрос — «откуда?», но мой друг отшучивался. Но любопытство овладело мной, и я его никак не мог угомонить. После очередного стакана очередного нашего застолья Олег, наконец, сдался.

— Да нет, никого не ограбил. Испытателем я работаю. Если точно говорить: числюсь я инженером в одном засекреченном научно- исследовател ьском институте. Зарплата у меня — те же 100 рублей в месяц, за которые я ничего не делаю. За эти деньги я только обязан проходить медосмотры — раз в три месяца общий, и раз в год углублённый. А по возможности езжу на опыты или, как их у нас называют, командировки. Вот в последней командировке я неплохо заработал. Но мог бы ещё больше денег получить...

— И почему же не получил?

— Да один подлец нас подвёл, мать его так.

— А что он натворил, этот подлец?

— Да мерзавец он! Что о нём говорить...

— Но как он всё же тебя подвёл?

— Да сердце у него отключилось! Он не только меня подвёл, но и всю команду. Мы все могли очень хорошо получить, если бы не этот... В общем, так. Сидели мы вчетвером на эксперименте. В закрытом помещении, вроде купе поезда. Только ещё с унитазом. На самом деле это был натуральный отсек подводной лодки, на котором обычно испытывают системы обеспечения для подводников. Ну там вентиляциЕО, охлаждение и прочие агрегаты, Кушаем там же, спим, ещё приборами давление, температуру нам измеряют, пробы крови и прочих веществ сами у себя берём и лаборантам в шлюзик передаем. Ну и плату за каждый проведённый день нам поднимают. Мы вдвоём уже несколько раз на эксперименты ходили и друг другу доверяли. А тут этих «левых пацанов» нам подсунули.

— Подожди!.. Ты же сам сказал, что работаешь в секретном институте. Откуда тогда взялись там у вас «левые пацаны»?

— Мы, нормальные ребята — штатные испытатели. Но иногда на эксперименты ходили сами врачи или инженеры, обслуживающие системы жизнеобеспечения подводной лодки или же приборы контроля наших организмов.

И вот эти молодые парни решили «срубить по-лёгкому» (как им казалось) большие деньги. А фишка вот ещё в чём была. 40 дней мы живём в отсеке в нормальном режиме. Относительно нормально, то есть, как для подводников, Нам специальным агрегатом углекислый газ в нормальный воздух перерабатывают, и какая-то вентиляция есть. Хотя за всё это время вредные вещества тоже накапливаются в воздухе. И платят примерно 20 рублей в сутки. А после 40 дней нашу кабинку полностью герметизируют от внешнего мира, и мы в ней сидим уже как в консервной банке. Дышим исключительно тем, что сами выдохнули, напотели и, извиняюсь, напукали. А с этим фактором, извини ещё раз, было довольно тревожно. Конечно, дышать становилось тяжелее с каждым часом, но и оплата пошла нам уже не посуточная, а почасовая. В час примерно нам набегаю сначага по 20 рублей — как недавно за целые сутки, а затем с каждым часом всё больше. М ы с М и ш ей у ж е о п ытн ы е и с п ы тате л и. И мы сразу посоветовали этим двоим: «Ребята, лежите пластом, максимально расслабьтесь, дышите неглубоко и нечасто. Так мы больше времени протерпим». Но у одного из этих парней, который послабее и постарше, случилось воспаление среднего уха, при котором начинаются страшные боли в голове. Но мы его уговаривали: лежи тихо и терпи. Какая разница, где болеть — здесь или дома. Дома будешь болеть за бесплатно, а здесь деньги за это платят. Его мы убедили — он лежал и не двигался, почти не дышал. Зато другой... как бы его помягче назвать... не слушал нас и всё жрал и жрал, и воду пил. От этого больше потел, и в туалет бегал. И отрубился прямо сидя на унитазе. И мы с унитаза на кровать пока его тащили, тоже надышашсь до головокружения и потемнения в глазах. В итоге эксперимент пришлось прекратить из-за выхода из строя половины экипажа, то есть двоих «левых пацанов». Очень обидно: нам на этом этапе шла бешеная почасовая оплата, которая возрастала в геометрической прогрессии. Заработали на этом эксперименте за месяц 1600 рублей (для середины 80-х, когда новые «Жигули» стоили около 7 тысяч, это была очень внушительная сумма), а могли гораздо больше.

А что же едят космонавты?

Олег, ты говоришь: зря ваши напарники ели, а не голодали. А чем вас кормили?

Признаться до сего момента я не очень верил рассказам своего друга об этом и других экспериментах. Но тогда Олег достал из чемодана привезённые мне в подарок две картонные коробки, в каждой из которых лежали наборы разноцветных тюбиков, внешне похожих на зубную пасту, но ещё больше — на клей «Момент». В этой с виду не приспособленной для пищи таре содержалась самая обычная еда: творог, борщ, мясной фарш, овощные пюре. Обычные продукты, но очень качественные. И в очень качественной упаковке. Оболочка тюбиков выполнена из тонкого металлического листа, позолоченного изнутри. Такие расходы на тару объяснялись тем, что еда космонавтов (а испытателей кормили именно стандартной едой космонавтов, для максимального приближения условий эксперимента к условиям полёта) должна сохранять свою годность большой срок и при высоких температуре и влажности.

В связи с «космической» едой и её упаковкой Олег рассказал любопытную историю. «Ходил» он как-то на длительный эксперимент. Испытуемые в течение четырех месяцев лежали на спине, привязанные к наклонным доскам, причём ноги находились немного выше головы. Таким образом создавался некий аналог невесомости, точнее — долгое отсутствие действия силы тяжести на ноги и некоторые другие части тела. Выбор развлечений в таких «командировках.» невелик. Один из способов побороть скуку — рукоделие. Испытатели научились мастерски изготавливать из позолоченных тюбиков различные «цацки» — нагрудные знаки отличия. Особенно похожими па настоящие получашсь орденские планки и Звёзды Героев Советского Союза и Героев Социалистического Труда.

В подобных экспериментах многое зависело и от бригады медиков, и операторов, следящих за испытателями круглосуточно. Следили по-разному: кто-то более тщательно, кто-то менее. Изредка случалось, что в ночное время подопытные, будучи в дружеских отношениях с членами дежурной бригады, либо вступая с ними в сговор, либо просто пользуясь пх длительной отлучкой, отвязываш

www technicomolodezhi.iu

-

23