Техника - молодёжи 2011-06, страница 2185 лет на страже кадра и негатива ...Утром 22 июня 1941 московское радио вело обычные воскресные передачи, звучала оперная музыка в исполнении солистов Большого театра, когда в нашей столице посол Германии граф фон Шуленбург вручил В.М. Молотову меморандум, где фактически говорилось о состоянии войны между двумя странами. Первые дни боёв оказались жестокими и беспощадными. Прежние представления о войне с агрессором оказались далеки от действительности. Никто не ожидал, что нацистам удастся дезорганизовать управление советских войск, нарушить связь, лишить прикрытия с воздуха... Сегодня многим из нас буквально всё интересно о том далёком времени. Выходят интересные книги и монографии, публикуются ранее неизвестные документы, причём не только из советских архивов — становятся доступными материалы нашего смертельного врага — гитлеровской Германии. Но наши знания были бы далеко не полными, если бы наряду с текстовыми документами мы не имели возможность увидеть запечатлевшие то трагическое и героическое время фото— и кинокадры — зримые свидетельства эпохи. Крупнейшим их собранием кинофотодокументов был и остаётся расположенный в подмосковном Красногорске Российский государственный архив кинофотодокументов. Трагическая памятная дата — 70 лет с начала войны — стала поводом побеседовать с его директором Наталией Калантаровой. Пожалуйста, Наталия Александровна, расскажите, чем располагает ваш архив. Насколько известно, это крупнейшее подобное собрание на территории бывшего СССР? — Вы правы: образованный в 1926 г. архив насчитывает в настоящее время более 1 млн фотонегативов и около 250 тыс. киноплёнок. Мы гордимся тем, что у нас собран особенно крупный фонд, поевящённый Великой Отечественной войне, причём он пополняется до сих пор из частных коллекций. К нам обращаются не только сотрудники средств массовой информации (газет, телевидения, информационных программ), но и многие Москвичи подают заявления в военкомат о зачислении их в действующую армию, 22.06.1941, Москва, авт. М. Калашников авторы, стремящиеся документальными кадрами проиллюстрировать свои будущие произведения, частные лица, разыскивающие фото или киноизображения своих близких. Расскажите кратко историю архива. — До 1918 г. все кинофотодокументы—а Россия обладала огромным по тем меркам собранием — находились в частной собственности. В соответствии с декретами советской власти 1918-1919 гг. производство, учёт и использование кино- и фотопродукции передавались в руки государства. После национализации кинофотопромыш-ленности фотоальбомы и позитивные фотоматериалы дореволюционного времени и первых лет советской власти были сосредоточены в одном из отделов Государственного архива РСФСР (впоследствии преобразованном в Архив Октябрьской революции, или АОР). Кинодокументы стали поступать несколько позднее, и вплоть до 1926 г. их передавали со складов Скобелевского просветительного комитета, советских киноорганизаций с тишгчными для того времени наименованиями: Совкино, Пролеткино, складов Наркомпроса РСФСР, а также Ленинградских исторического и областного архивов, от частных лиц. Для их хранения в АО Ре приспособили специальное кинохранилище. Однако сосредоточить кинофотодокументы в Немецкие войска переходят государственную границу СССР, 22 июня, 1941. Фотограф Хеле одном месте вплоть до 1927 г. не удавалось, определённое их количество продолжало оставаться в ряде научных учреждений, музеев и организаций. Учитывая это обстоятельство, было принято решение об организации самостоятельного кинофотоархива и строительстве специального зда-ния-хранилища, которое завершили в следующем году в Москве на территории бывшего Лефортовского дворца. В нынешнее здание, напоминающее старинный особняк, архив переехал только в 1953 г. Какова основная тематика фото и киноматериалов, собранных в архиве? — Даже не берусь перечислять основные рубрики нашего собрания — их великое множество. Скажу лишь, что мы постоянно открываем новые материалы, устраиваем выставки и презентации, стараемся отслеживать наиболее важные исторические даты. Так, когда внимание общества было приковано к трапгческой судьбе царской семьи Николая II, состоялась и привлекла широкое внимание экспозиция «Российская империя в фотографиях», по материалам которой потом выпустили одноимённый фотоальбом. Однако тема Великой Отечественной войны, подвига народа при тяжелейших испытаниях — вечна, к ней никогда не пропадает интерес историков, документалистов, простых граждан, подрастающего поколения. Поводом для нашей беседы стала годовщина вероломного нападения Германии на СССР и начала Великой Отечественной. Много ли сохрани- 21 |