Юный техник 1960-01, страница 57на этих открытках нет подписи Маяковского, да и рисунки и стихи не характерны для более позднего периода его творчества. Кроме того, в те годы Петроград был буквально наводнен сатирическими открытками -г- кажется, никогда еще они не появлялись в таком бесчисленном количестве. Но мой посетитель оказался на редкость терпеливым человеком и после внимательных поисков все-таки нашел у меня девятнадцать из двадцати открыток, осветивших неизвестные до этого первые страницы творческой деятельности великого поэта. Был в моей жизни и один курьезный случай, когда открытка помогла раскрыть преступление. Это произошло довольно давно. Ко мне как-то явилась посетительница — вдова одного профессора. Дело заключалось в том, что она заложила в ломбард брильянтовое колье. Ей выдали залог, а все колье оценили в какую-то незначительную сумму. Кажется, что-то около трех тысяч рублей. На самом деле колье стоило в десять раз дороже. Но вдову успокоили: «Вернете залог и получите колье обратно, да и процентов гораздо меньше заплатите». Когда вдова пришла, чтобы вернуть залог, человек, которому она вручила колье, развел руками и сказал, что колье, увы, потеряно. «Но мы вам сейчас же выплатим три тысячи рублей»,— попытался он успокоить старушку. И вот, чтобы получить обратно драгоценность или по крайней мере ее действительную стоимость, нужно было доказать, что колье стоило именно столько, а никак не меньше. Свидетели могли подтвердить, что колье действительно было, но описать его точно словами было не так-то просто. Я встал в совершеннейший тупик. Чем я мог помочь в таком деликатном деле? Но, оказывается, помочь я мог все теми же открытками. Когда-то это колье принадлежало известной русской певице Вяльцевой. У меня в коллекции находятся ее многочисленные фотографии. И на многих из них эта певица снята со злополучным колье. Эти открытки существенно облегчили розыски, и виновники преступления понесли заслуженное наказание. Радостно сознавать, что созданная мной коллекция помогает многим людям в их труде. Ведь это естественный завершающий итог всего процесса коллекционирования, та цель, которая единственно оправдывает весь кропотливый, долголетний труд коллекционера. Полноценная деятельность коллекционера складывается из трех основных моментов. Первый из них — это приобретение нового материала. Второй — систематизация, научная обработка и хранение собранного им материала, и, наконец, третий момент—это служение его коллекции общественности, та конкретная польза, то эстетическое наслаждение, которые смогут доставить плоды его постоянной страсти окружающим. Радость от сознания приносимой пользы, глубокое внутреннее удовлетворение с лихвой вознаграждают коллекционера за его большой труд.
|