Юный техник 1968-05, страница 4Иногда говорят, что фантастика должна заниматься не только прогнозированием, но и помогать преодолевать какие-то закоснелые взгляды настоящего. Верно. Но это требует от писателя-фантаста больших знаний, благодаря которым он сможет преодолевать этакую «стабилизацию» своего собственного мировоззрения. Ведь нередко люди склонны судить о каждом явлении с позиций готового шаблона, заранее установленной железной шкалы. Самое парадоксальное — такая «стабилизация» проявляется тем сильнее, чем крупнее данный узкий специалист — очевидно, в качестве своеобразной «расплаты» за глубокое проникновение в определенную область знания. А фантасту необходимо умение даже на очень привычные вещи взглянуть по-новому, преодолеть «стабилизацию». Естественно, что на книги, даже фантастические, накладывает отпечаток личность их автора. В ряде моих рассказов отражены мечты, которые сопровождали меня с юности. Например, давний интерес к Африке нашел отражение в «Гольце Подлунном», где исследователи обнаруживают наскальные рисунки и бивни африканских слонов в сердце морозной Сибири. Предположение о возможности нахождения алмазов в Якутии развернуто в рассказе «Алмазная труба». Перспективность использования телевизора для исследования глубин океана показана в рассказе «Атолл Факаофо». И кстати говоря, я оказался прав, когда утверждал, что океанское дно сложного рельефа, а не покрыто сплошь донными осадками. А в рассказе «Тень минувшего» предвосхищено применение голографии для получения объемных фотографий с любых полированных поверхностей. Ефремов Иван Антонович — ученый-палеонтолог, один из виднейших советских писателей-фантастов. Автор известных романов, завоевавших признание не только у нас в стране, но и далеко за ее пределами, — «Велиная дуга», «Туманность Андромеды», «Лезвие бритвы», сборников рассказов «Бухта радужных струй», «Юрта Ворона». Последняя из вышедших книг — сборник «Сердце змеи». |