Юный техник 1971-09, страница 36

Юный техник 1971-09, страница 36

Но ионы очень тяжелы, и смещения крайне незначительны. Нельзя ли устроить как-нибудь так, чтобы силы притяжения между электронами возникали не из-за смещения ионов, а, скажем, из-за смещения более легких электронов? Электроны намного легче ионов, смещаться они будут гораздо охотнее. Силы притяжения сильно возрастут, и вместе с ними возрастут и температуры сверхпроводящего перехода. Нужно только как-то разделить электроны, принимающие участие в проводимости, от электронов, обеспечивающих притяжение между ними.

Поэкспериментируем мысленно с одномерной цепочкой атомов углерода или еще какого-нибудь элемента. (Важно только, чтобы по ней мог течь электрический ток.) Присадим по бокам этой цепочки на каком-то расстоянии друг от друга большие группы атомов, способных легко поляризоваться. Электроны этой группы будут легко перемещаться из одного ее конца в другой под действием электрического поля. Электрон проводящей цепочки, пролетая мимо каждой боковой группы, вызовет смещение ее электронов. А другой проводящий электрон будет ощущать влияние этого смещения. И между электронами проводимости будет опять возникать эффективное притяжение, как и в случае перемещения ионов. Только теперь оно будет гораздо больше. Вычисления показывают, что такая гипотетическая модель должна переходить в сверхпроводящее состояние при температурах порядка 1000° К!

Предложение Литтла вызвало бурную дискуссию. Одни говорили, что он все сильно упростил, и поэтому его вычисления просто неверны и ничего подобного вовсе не будет. Другие доказывали, что хотя Литтл и в самом деле кое-что у про стил, но все-таки что-то может здесь быть и что проблема заслуживает пристального внимания. Третьи указывали на то, что никаких одномерных проводящих цепочек не известно и сделать их в принципе невозможно. Четвертые стали предлагать другие варианты осуществления идеи Литтла.

Подробный рассказ обо всех дебатах и предложениях завел бы нас слишком далеко. Ясно, что последнее слово останется за экспериментом. А эксперименты в этой области еще только-только начинаются, и к чему они в конце концов приведут, никто предугадать не сможет. Это настолько трудная задача, что, может быть, кто-нибудь из читателей «Юного техника» успеет принять участие в ее решении.

И. АНИВАНОВ, кандидат физино-математичесних наун

От альфы до омеги

ВГЛЕ Z HOIK AM

«Ага, — подумаете вы, — сейчас будет про альфа-, бэта- и гамма-лучи». Действительно, даже для людей, далеких от физики, а, р и у прежде всего означают три основных вида радиоактивного излучения. Впервые эти обозначения ввел Э. Резер-форд. Вот что писал он о своих опытах в январе 1899 года: «Эти опыты показывают, что излучение урана неоднородно по составу — в нем присутствуют по крайней мере два излучения различного типа: одно очень сильно поглощается — мы назовем его для удобства а-излучением, а другое имеет большую проникающую способность — мы назовем его fi-излучением».

Сейчас любой старшеклассник знает, что а- и (i-излучение — это и не излучение вовсе, а потоки частиц; а-частицы — ядра атомов гелия, они образуются в ядрах радиоактивных атомов и затем просачиваются сквозь барьер ядерных сил притяжения благодаря туннельному эффекту. (3-частицы — электроны, они рождаются в момент вылета из ядра. В свое время эти общеизвестные истины были загадками.

В 1956 году теоретики Ли и Я иг «заложили динамит» под закон сохранения четности. Они предположили, что при слабых взаимодействиях, к которым относится и Р-распад, четность не сохраняется, иными словами, различные направления в пространстве не равноправны. Для проверки своей дерзкой гипотезы они придумали опыт. В январе 1967 года Паули писал своему другу: «Я не верю, чтобы бог был «слабым левшой», и готов держать пари на высокую сумму, что опыт даст симметричные результаты». Но Паули ошибся. Окончательно это доказал опыт, поставленный женщиной-физиком по фамилии By. Эксперимент готовился полгода, а длился всего 15 минут и показал, что ядра кобальта-60, как и было предсказано Ли и Янгом, испускают электроны в одном направлении чаще, чем в противоположном.

В отличие от p-распада у-излучение не пугало физиков никакими нарушениями законов, а, наоборот, преподнесло в 1958 году приятный сюрприз — эффект Мессбауэ-ра. Ядра атомов, излучая у-кванты, испытывают отдачу подобно пушке, стреляющей снарядом. Когда ядро движется и излучает у-квант под каким-то углом к направлению своего движения, тогда величина отдачи зависит от этого угла и скорости ядра. Из-за беспорядочного теплового движения атомов энергия, уходящая на отдачу, может иметь различные значения. Но «заряд пороха» в «пушке» один и тот же — это энергия, которая высвобождается

34