Юный техник 1972-10, страница 31

Юный техник 1972-10, страница 31

принести пользу новорожденному изобретению. Чтобы вытеснить бром-серебряную фотографию из ее традиционных твердынь, нужна была продуманная, осторожная и дальновидная стратегия.

Иван Иосифович Жилевич, терпеливый, настойчивый и дипломатичный человек, смог начать это наступление.

Один из московских НИИ создал для него филиал в Вильнюсе, где работали четверо его помощников и было уже кое-какое высоковольтное оборудование. Со своими первыми достижениями он приехал на фестиваль.

Довольно скоро выяснилось, что к печати книг и газет электрография еще не готова. Но за нее с восторгом схватились топографы, которые давно мучились из-за того, что процессы фотографирования и офсетной печати связаны со смачиванием, а всякий материал, особенно бумага, намокая и высыхая, деформируется. Горы и реки, города и дороги незаметно уплывают со своих мест на карте, и это оборачивается серьезными неприятностями. Очень нужна оказалась электрография конструкторам быстродействующих электронных вычислительных машин, так как их невообразимые скорости — миллион операций в секунду! — не вяжутся с медлительностью печатающих ма-шидок и с фотографированием выскакивающих в бешеном темпе цифр на пленку, которая потом сохнет несколько часов. Везде, где требовалось получить моментально, без хлопот, четкую копию печатного текста или чертежей — в архивах, банках, канцеляриях, библиотеках, конструкторских бюро, — везде потребовались электрографы. И даже тот недостаток, от которого электрография так и не избавилась, несмотря на

огромные усилия исследователей — резкая контрастность,— оказался достоинством в рентгеновских снимках, где не нужны поэтические полутона, но каждая деталь, еле различимая на фоне сплетения сосудов, костей и мышц, может оказаться роковой для человека. Ну а для фотографирования пейзажей, семейных групп и всевозможных происшествий она пока не пригодилась.

Так Вильнюс стал центром новой отрасли техники — электрографии. К тому времени фирма «Галоид», переименованная в «Ксерокс», выпустила в продажу аппараты для копирования текстов и чертежей. Однако технология слоев, а также состав проявляющего порошка были засекречены. Весь мир платил золотом за эти секреты, а мы не зависели от аппетитов фирмы «Ксерокс» и даже .могли кое-чему поучить ее.

— Сейчас между электрографией и традиционной фототехникой что-то вроде вооруженного перемирия, — сказал Жилевич. — Мы поделили сферы влияния, установили временные границы, накапливаем опыт. Размножение документов, копирование страниц из книг, топографических карт, а особенно рентген — это уже прочно наши территории. Сил у нас достаточно; выросли свои специалисты, средства есть, популярность завоевана. Никто уже не говорит, что мы опоздали родиться. Скоро пойдем дальше... Есть надежда освоить цветные снимки, побороть чрезмерную контрастность. Но, как сказал один древний персидский поэт, «дорога мудрости длинна, немалый нужен срок, пока от головы она дойдет до рук и ног».

Л. ТЕПЛОВ

29