Юный техник 1973-09, страница 34

Юный техник 1973-09, страница 34

ли, включается исследогательский инстинкт. Это именно инстинкт; тут срабатывает д-ревнейший механизм приспособления. Надо понять, чтобы молниеносно выработать единственно верную тактику поведения. Нет тактики — шансы выжить катастрофически уменьшаются...

Настоящая литература — это айсберг Слова только видимая его часть. Но читатель чувствует скрытое.

Однако страницей ниже Уэллс вводит кроде бы совсем необязательные детали. Герой «...упал около дороги, невдалеке от моста через канал, у газового завода». К чему такая точность в топографии места? Не все ли равно, где человек упал?

Далеко не все равно Во-первых, стремительное действие, для которого противопоказаны подробные описания, завершилось надо зафиксировать переход. Но главное не это. Марсиане действуют не вообще где-то на Земле; события развиваются в конкретной местности, хорошо знакомой герою. Здесь точное описание жизненных реалий подкрепляет реальность несуществующих марсиан, убеждает в достоверности вымысла.

А к чему последующие рассуждения о способности героя все видеть отстраненно, как бы вне времени и пространства? К тому, что всякий персонаж литературного произведения несет в себе как общечеловеческие черты, гак и сугубо индивидуальные. Если писатель проявляет в нем только общие черты, то чэловек остается «без лица и фигуры», и не воспринимается как реальная личность. А раз нет личности, нет и художественного образа...

Заметим тут, кстати, вот что. Все талантливые произведения уникальны Невозможно спутать страницы Уэллса со страницами романс I Жюль Верна, стиль Ефремова со стилем Стругацких. Дело не только в таланте. Стиль — это

человек. Личность, неповторимая, непохожая не других. Для меня, хотя я этого не могу доказать, несомненно, что «отстраненность» видения героя была свойственна самому Уэллсу. Ведь это не столь уж распространенное качество] Уэллс открывает для нас очень интересную, редкую, индивид/альную черту человеческой психики. И как бы ни устарели атрибуты романа, такие художественные открытия не стареют, ибо каждое новое поколение читателей вновь и вновь набредает на них, тем самым обогащаясь пониманием себя и других.

Краешком глаза мы заглянули в писательскую лабораторию фантаста, коснулись осевой темы фантастики — человек и человечество перед лицом непредвиденного. Надеюсь, это даст вам, друзья, небольшое представление о характере, сложности и тонкости этой работы, в лучших образцах которой сплавляется талант художника, мышление ученого, сила воображения, богатство личности и обилие жизненных наблюдений.

Однако и все эти драгоценные качества не работают, если писатель не знает, что и ради чего он хочет сказать, если перед ним нет идейно значимой цели. Зачем писал тот же Уэллс? Передаю слово видному советскому писателю Льву Успенскому.

«Как передать всю силу воздействия, оказанного Уэллсом на мое формирование как человека; наверное, не одно мое?

...Он не объяснял нам мир — он приготовил нас к его невооб-разимости. Его Кейворы и Гриф-фины расчищали далеко впереди путь в наше сознание самым сумасшедшим гипотезам Планка и Бора, Дирака и Гьйзенберга. Его СпяЩий уже в десятых годах заставил нас сделать выбор: за «людей в черном и синем» против Острога и его цветных карателей... Его алой и морлоки рас

30