Юный техник 1973-09, страница 5

Юный техник 1973-09, страница 5

О значении мелиорации для нашей Родины, о сегодняшних делах мелиораторов и планах на будущее рассказывает первый заместитель министра мелиорации и водного хозяйства СССР Борис Александрович Кудрин.

Если идти по стране с запада на восток, отметишь десять тысяч километров пути. По обеим сторонам этой гигантской дороги очень разная земля. — леса, горы, пустыни, болота — черноземы и каштановые, подзолистые и солончаки... Здесь растет наш хлеб. И чтобы он уродился, одну половину земли надо как следует напоить, а другую освободить от излишка вод.

Уже много веков занимаются люди мелиорацией. К началу революции у нас орошалось 3 млн. га и 4 млн. га земель было осушено. Сейчас общая площадь улучшенной земли превысила 20 млн. га. А к 1975 году предполагается довести площадь улучшенной земли до 48—50 млн. га.

Каждый из нас слышал о Северо-Крымском, Куйбышевском и Каракумском каналах, о Каховском водохранилище... Голубые ниточки арыков, гигантские оросительные системы и сооружения только из этих артерий разнесут живую воду на миллионы гектаров. Осушены и осушаются заболоченные земли Полесья и Мещерской низменности, Прибалтики и Дальнего Востока... А это — новые луга, поля, пастбища. «Саженьи шаги» работ по мелиорации невозможны без новейшей техники. Тяжелые земляные работы, на которых в глубокой древности использовали рабов, у нас на 98% механизированы. Наступление на овраги, болота и засуху ведет тяжелая артиллерия буровых машин, экскаваторов, землесосных снарядов.

А управляют этими машинами люди. Только на 16 Всесоюзных ударных комсомольских стройках мелиорации работает 150 тыс. человек. Но мелиорация земли доступна не только большим коллективам, вооруженным могучей техникой. Рассадить лес на склонах оврага могут и школьники.

Неоглядны поля. Нечего здесь делать поливальщику с лопатой и шлангом. В двадцать раз больше сделает за день дождевальная машина «Фрегат» или «Волжанка». Дождик «по заказу» отличается особым качеством — густой, мелкий, он хорошо впитывается землей и не прибивает ее. Оросительная система, которую сейчас испытывают, управляется одним человеком с пульта. Датчики на поле заботливо сообщают, когда начинать полив. А как только земля напьется, система автоматически отключается.

Мелиораторы взяли в союзники не только режущий, колющий и прочий инструмент, но и саму природу. Типичный пример — хлопковый оазис в Голодной степи. Инженерная оросительная система, передовая технология возделывания превратили заболоченные и засоренные почвы в прекрасные плантации. Щедрая и благодарная земля отозвалась...

Прежде, вмешиваясь в «личную жизнь» природы, человек не всегда представлял себе, какие будут последствия. А природа порой горячо «протестовала» пустынями, возникавшими вместо осушенных болот, обидчиво хлюпала болотной слякотью бывших пустошей... Теперь можно говорить о том, что прекрасно «принялись» Нурекское, Ток-тогульское. Андижанское и другие водохранилища. А со временем человек и реки повернет вспять, чтобы оставить другим поколениям землю улучшенной.

3