Юный техник 1975-10, страница 76

Юный техник 1975-10, страница 76

Под готовую ажурную резьбу иногда подкладывают цветную фольгу, бумагу нли ткань. Очень красиво смотрится ажурная кость на фоне древесины. Приклеить кость к основе можно клеем БФ-2.

В объемной резьбе замысел во многом зависит от природных форм цевки. Стенки ее сравнительно тонки и не дают возможности сделать фигурки достаточно объемными. Поэтому скульптурные миниатюры нз цевки чаще всего представляют собой высокий рельеф со сквозным фоном, выполненным на цилиндрической поверхности.

На боковую поверхность цилиндра перенесите с эскиза основной контур. Стамеской выполните грубую обработку, затем проработайте детали напильниками и штихелями, добиваясь пластической выразительности. Помните, что объемная резьба наиболее сложна, она требует определенных навыков, которые приобретаются кропотливым трудом. Прежде чем приступить к выполнению объемной резьбы, полезно поискать окончательное решение, делая эскизы из белого пластилина

Техника обработки рельефной резьбы имеет много общего с ажурной На костяную пластину припорохом переведите рисунок и зафиксируйте лаком Выберите фон на нужную глубину ста мескамн и штихелями Выступающим частям рельефа придайте округлые формы. В заключение проработайте мелкие детали

При желании готовую работу можно окрасить. Самый распространенный краситель — крепкий чай, придающий кости золотистый оттенок. Желто-со-ломениой становится кость в настое шафрана, красно-коричневой — в отваре листьев щавеля Можно попробовать и другие растительные красители, от вары которых дают следующие

цвета: кора черной бузины — оливково-зеленый, цветы зверобоя — красный, листья крапивы — зеленый, кора крушины — желто-зеленый, дубовая кора — коричневый, луковая шелуха — золотисто-желтый.

Своеобразную декоративность придает кости гравировка. Поверхность процарапайте по рисунку коготком Гравировать можно также грабштихелем, дающим тонкую линию Затем натрите гравировку цветными карандашами. Вместо карандашей можно применить масляные краски. Сотрите краску с гладкой поверхности, чтобы она осталась только в процарапанных угублениях четко выявляя рисунок. Чаще всего для подцветки гравировки применяют красную, коричневую и черную краски

Поверхность костн, предназначенной для гравирования, должна быть идеально отполированной. Всякие мелкие малозаметные царапины при натирании красителями сразу же проявятся и испортят гравировку. Поэтому пластинку тщательно зачистите наждачной бумагой затем отполируйте пемзой или зубным порошком.

Резная кость нередко используется как декоративные вставки и накладки на изделия из других материалов. Необыкновенную звучность приобретает резная ажурная кость в сочетании с ценными породами дерева.

Г. ФЕДОТОВ