Юный техник 1976-04, страница 21

Юный техник 1976-04, страница 21

ба. Сверчкову понравилась его манера рисовать, и известный художник приглашает Гену в Чебоксарское художественное училище. Но учиться на художника он не захотел. Не прошло и года, его увлекает романтика работы строителя.

И вот Павлов в Горьком. Сдает экзамены на гидротехнический факультет инженерно-строительного института, потом переходит на строительный, где учится на архитектора. Вот тут-то и раскрываются по-настоящему его творческие способности.

У каждого народа есть свои особенности в планировке своих сел и деревень, строительстве домов и их архитектуре. Будущий архитектор проводит первые в истории Чувашии теоретические исследования народного зодчества. Это тема его дипломной работы. Потом возникает интересное направление — системный подход к архитектуре с использованием ЭВМ.

Геннадий Николаевич теперь вспоминает, что вначале никто не знал, как же в действительности связать возможности машины с творческой стороной дела. Как и у музыкантов, у архитекторов существует понятие ритма, повторение соотношений объемов, пропорций, контрастов. Но как все это переводить на язык, понятный ЭВМ? И хотя проблема полностью не решена, многое уже сделано. По составленным программам машина создает новые здания с непривычными соотношениями объемов ее помещений, их пропорций и даже наружной отделки.

И вот выставочный павильон в Сокольниках. Вы помните, Павлова заинтересовал купол, похожий на кристалл. Тогда его поразила красота, легкость и... кажущаяся простота. Трубки из алюминиевого сплава. Металлические листы, гюкрытые бронзовой краской. Вернувшись в Горький, Геннадий Николаевич серьезно занимается исследованием и расчетом кри

сталлических куполов. И вот что удивило его. Просматривая научную литературу, он выяснил, что не Бак Фуллер, а наш советский архитектор Михаил Сергеевич Туполев в 1949 году, то есть на четыре года раньше, получил патент на конструкцию купола.

Тут-то и пригодился Павлову опыт работы с ЭВМ. Составленная программа учитывала треугольники Мёбиуса и Шварца и даже еще более мелкие. Главное считает Геннадий Николаевич, элементарная ячейка, равносторонний треугольник или ромб. Комбинируя этими простейшими, плоскими фигурами, можно получить купола любым пролетом. При этом типы размеров сторон сведены к минимуму — один или два.

И творческую фантазию уже нельзя удержать на месте. Появляются смелые проекты, студенческие работы учеников Павлова в виде раскрытых гигантских вееров, лепестков. Современный крытый рынок, спортивный зал, здания аэро- и автовокзалов, навесы детских площадок, газетные киоски и многое другое. Все это уже существует не только на бумаге. В Баку уже серийно изготовляют павильоны для кафе и закусочных. Создаются необычные здания в Горьком, Туле, Омске.

— Вы помните, — сказал в заключение Геннадий Николаевич,— природа поскупилась создать на кристаллах число граней больше двадцати. Недавно я закончил расчеты купола с небывалым количеством граней — 216 тысяч. Целый город где-нибудь в Заполярье сможет накрыть прозрачная шапка диаметром пять километров! И это не предел. Но чтобы осуществить эту мечту, нужны новые прочные материалы. Создавать их придется вам, будущие изобретатели и химики, строители и архитекторы.

В. ЗАВОРОТОВ, инженер Рис. Б. ЛИСЕНКОВА

2*

19