Юный техник 1981-10, страница 11

Юный техник 1981-10, страница 11

скважина достигла и вошла в «губку», насыщенную нефтью,— сдавленный толщей земли пласт. Нефть под сильным напором устремляется вверх. Но «фонтан» довольно быстро теряет силу, иссякает. Наступает время, когда нужно выкачивать нефть насосом или каким-то образом искусственно поддержать давление в пласте, например закачивая туда воду. Добыча становится, конечно же, более дорогой. Но есть и другие неприятности. Скажем, подходы нефти к скважине может забить имеющийся в пласте песок или глина, всегда содержащаяся в буровом растворе и попадающая в пласт во время проходки.

Как добывать возможно большую часть нефти, не опуская в скважину энергоемкие насосы? Как защитить скважину от образования всевозможных пробок? Как научиться быстрее и полнее извлекать нефть из ее подземных кладовых? Это одни из главнейших вопросов, возникающих у нефтедобытчиков.

Всего несколько,. лет назад вряд ли кто-нибудь^отважился бы предсказать, что в этом деле на роль универсального помощника нефтяников будет претендовать... звук.

Рождение новой профессии звука начиналось на полуострове Мангышлак. Местные разновидности нефти содержат много парафина. Вблизи скважины давление немного уменьшается, поэтому снижается и температура подтекающей нефти. Это создает условия, благоприятные для выпадения из нефти парафина. Он перекрывает подходы к скважине, как бы закупоривает пласт. Это еще хуже песчаной или глинистой пробки. Через парафин даже капля нефти не просочится!

Способ борьбы с парафиновой пробкой напрашивался сам собой: раз образуется она из-за понижения температуры, то пространство вокруг скважины нужно

Наука и техника пятилетки

подогревать. В скважину стали опускать электронагреватель. Увы, этого оказалось мало — даже самый мощный прибор прогревал пласт вокруг скважины в радиусе около метра. Внутренние края пробки немного отступали, но закупоривали подходы к скважине. Нужен был какой-то другой способ.

Ученые лаборатории сеисмо-акустики Всесоюзного научно-исследовательского института ядерной геофизики и геохимии не раз бывали на Мангышлаке, разведывали там новые нефтяные залежи. В недра посылали звуковой сигнал. Его эхо — то есть сигнал, отраженный от различных земных слоев,— улавливали приборы, и по их показаниям можно было расшифровать подземную картину, некоторые важные свойства горных пород, сквозь которые прошел звук. Там, на Мангышлаке, когда ученые на практике познакомились с проблемой парафиновой пробки, у них и возникла мысль: попробовать звук как усилитель переноса тепла... Ведь звуковые колебания в горных породах — это чередующиеся волны сжатия и растяжения. И вполне может оказаться так, что они, разбегаясь в толще пород, будут увлекать и тепло.

Проверить свой замысел ученые решали при .помощи специально созданной для этого термоакустической аппаратуры. Вместе с нагревателем в скважину опустили излучатель звука. Мысль ученых оказалась верной — парафиновая пробка быстро рассосалась, скважина вновь, стала отдавать нефть!

9