Юный техник 1981-10, страница 13

Юный техник 1981-10, страница 13

шения температуры раствора на стенках стакана начнут появляться кристаллики соли. Достаточно легкого щелчка по стакану, чтобы стряхнуть их со стенок...

Как и чем «щелкать» по насосу? Используя механический вибратор? Но ударные механизмы потребуют много места в тесной скважине, они ненадежны, да и постоянные удары стали о сталь... А что, если... звуковыми волнами?! Ведь они невесомы, но действие их будет совершенно аналогично тем же самым механическим «щелчкам».

Поставили серию модельных экспериментов, чтобы проверить жизнеспособность идеи. Звук при частотах в 500—1000 Гц действительно защищал стенки от осад ■ка. Больше того, под его воздействием внутри солевого раствора начиналось бурное образование крохотных кристалликов, которые теперь становились всего лишь легкими «пассажирами» в почти пресной, а значит, практически безобидной воде!

Каким должен быть излучатель звука для работы в скважине? Конечно же, предельно компакт ным, простым и надежным. Эти требования и стали главным ориентиром в поисках конструкции. В результате звукоизлучатель был собран всего лишь из двух деталей! На вал, вращающий ступени насоса, между двумя соседними секциями насадили два металлических диска с отверстиями. Нижний диск вращается вместе с валом, верхний всегда неподвижен, он жестко соединен со стенками корпуса насоса. Таким образом, когда вал насоса вращается, отверстия в дисках то совпадают — проход нефтеводя-ной смеси открыт, то оказываются перекрытыми — и тогда жидкость резко останавливается, натолкнувшись на препятствие, получается так называемый гидравлический удар. Смена позиций «закрыт — свободен» происходит очень быстро. Частые гидро

удары и порождают колебания звуковой частоты.

Но одно дело — модельные эксперименты и остроумная по своей идее конструкция, совсем другое — работа в реальной скважине. Не повредят ли гидроудары самому насосу? Между какими из десятков секций ставить излучатель? Звук какой мощности и частоты даст наилучший эффект? Чтобы провести все необходимые исследования и расчеты, требовалась помощь опытных специалистов-акустиков. И не случайно, что за помощью тю-менцы обратились в московский институт -— к ученым лаборатории сейсмоакустики. Работы москвичей по звуковой разведке недр и борьбе с помощью звука с парафиновой пробкой стали хорошо известны. Они помогли рассчитать оптимальные параметры, которыми должен обладать излучатель. Затем провели испытания насоса. Вначале на поверхности. Звук надежно защищал его даже тогда, когда насос перекачивал только сильно насыщенную солями воду! А потом «озвученные» насосы отлично выдержали экзамен, работая в нефтяных скважинах Самотлора.

Итак, звук обрел уже две новые профессии на нефтепромыслах. Но все ли способности его исчерпаны? Давайте снова вернемся к тому, что происходит под землей. Мы уже говорили о пробке из песка и глины, которая нередко закупоривает скважину. Чтобы размыть ее, под землю приходится закачивать под большим давлением воду, создавать в скважине разрежение с помощью особых насосов. Но... через некоторое время нефть, притекающая к скважине, намывает новую пробку. А что, если и в этом случае попробовать звук? Если мощными звуковыми волнами встряхнуть как следует приза-бойную зону пласта?

В первом приближении некоторые из последствий звуковой

11