Юный техник 1984-03, страница 8сто приходилось переезжать из города в город. В 1905 году отец, кассир на железнодорожной станции, как один из организаторов стачки, был арестован, но и после того, как его освободили, власти продолжали преследовать семью; нам пришлось уехать из Иваново-Воз-несенска, где я родилась, сначала в Москву, потом в Армавир и, наконец, снова в Москву. В Москве училась в гимназии, здесь была первой по рисунку. И в 1918 году меня привлекли, как способную художницу, к оформлению первомайского парада. Это был первый праздник Советской власти! Художники — все молодые — работали радостно, с упоением. На усталость никто не обращал внимания — ведь готовились к празднику, какого еще не было на земле! Помню, как в Колонном зале под утро закончила рисовать... четырехметровой величины галошу, с которой прошла потом по Красной площади делегация завода резиновых изделий «Красный богатырь». Закончила работу и только тогда увидела рядом с собой отца, участника революции 1905 года, который, оказывается, долго следил за тем, как работает его дочь, гордая тем, что ей доверили принять участие в оформлении первого революционного праздника победившего народа. 1 мая 1918 года на Красной площади я впервые видела Владимира Ильича Ленина. Он переходил от одной трибуны к другой — они были расставлены прямо на площади — и с каждой обращался к тысячам людей, столпившихся вокруг. И еще один раз довелось мне видеть и слышать Владимира Ильича: на десятом съезде партии в 1921 году. Мне удалось пробраться на галерку зала, где он выступал... То было интереснейшее время, новое бурно входило в жизнь, ломая старое, обветшавшее. Время воспитывало в нас гражданскую активность, стремление самим искать и привносить в жизнь новое. В 1920 году В. И. Ленин подписал декрет о создании Высших художествен-но-технических мастерских — ВХУТЕМАС. Я пришла туда учиться. — ...И стали не художником, а архитектором? Но прежде о самом ВХУТЕМАСе. Наши читатели, понятно, знают о нем не так уж много. — Начать хотя бы с того, что примерно одинаково молоды были в ту пору и студенты и преподаватели. Там сложилась творческая система объединявшая факультеты живописи, скульптуры, архитектуры, графики и дизайна в единый комплекс с общим новаторским творческим направлением, в основе которого заложено стремление к связи искусства с производством, наукой и техникой, с новым содержанием социалистической жизни и потребностями народа. И во ВХУТЕМАСе я действительно увлеклась архитектурой. Двадцатые годы — время зарождения советской архитектуры. Как и произведения живописи, литературы, музыки, творения архитекторов тоже всегда отвечали духу того времени, когда создавались. Громады египетских пирамид, например, словно символизирова 6 |