Юный техник 1984-03, страница 10

Юный техник 1984-03, страница 10

ные песни. В институтском зале часто происходили собрания, встречи. У нас выступали со стихами Маяковский, Асеев, впервые именно у нас показал своих знаменитых теперь кукол Сергей Образцов. Довелось мне видеть и слышать Анатолия Васильевича Луначарского, причем не только в стенах ВХУТЕМАСа. Учась, я одновременно преподавала рисование в детском доме для одаренных детей, созданном по идее Анатолия Васильевича. У наркома просвещения было мало свободного времени, но детский дом был предметом постоянной его заботы, и нарком приезжал... по ночам посмотреть, как дети спят.

Моей дипломной работой был проект здания Коминтерна.

Над письменным столом Лидии Константиновны висит большой лист с проектом. Здание кажется необычным: представьте семь расширяющихся кверху полуколец Несмотря на размеры, все сооружение кажется удивительно легким, воздушным. Необычность, смелость замысла привлекли к проекту внимание многих специалистов, работа молодого архитектора публиковалась во многих специальных журналах и у нас, и за рубежом. Проект не был осуществлен на практике, но он положил начало серьезной и многосторонней работе архитектора Лидии Константиновны Комаровой. До войны по ее проекту была построена гостиница в Туле, она создала типовой проект колхозного клуба, спланировала пешеходную тропу Сочи — Мацеста. После войны архитектор Комарова вы

полнила проекты жилых комплексов для городов Великие Луки, Владимир...

— Лидия Константиновна, вернемся к тому, с чего мы начали встречу,— к вашим работам над проектами высших учебных заведений. Наверное, работа над ними в чем-то особенна?

— Молодым людям, пришедшим в построенные мной здания, учиться должно быть удобно и даже радостно. Да, именно радостно, потому что архитектор — глубоко убеждена в этом — может сделать все. Какая может быть радость в унылом, казенного вида помещении? Но достаточно бывает, например, видоизменить форму окна, по-иному расположить двери, и помещение полностью п реобр азится...

Работа архитектора во многом сродни работе живописца. Художник, работая на двухмерной плоскости, создает для зрителей иллюзию объемности. У художника непременно должно быть развито пространственное воображение. Но у архитектора в еще большей степени. Ведь архитектор, начиная работу над проектом, как бы мысленно «примеряет» будущее сооружение к окружающей местности, к соседним зданиям. Если сооружение очень велико, должен подумать и о том, какое место оно займет в архитектурном облике всего города. И еще одно важнейшее отличие искусства архитектуры от всех других видов искусств: архитектура теснейшим образом связана с наукой, техникой, социальными условиями жизни. Многое должен учитывать архи

8