Юный техник 1984-06, страница 13

Юный техник 1984-06, страница 13

щий формой большой (мы скажем: физическую модель), пустить его плавать и заметить положение ватерлинии. Но если знаешь закон Архимеда, можно поступить намного экономнее, проще: исходя из веса корабля, найти объем его подводной части, а по объему — глубину погружения. Результат, разумеется, будет тот же самый. Закон Архимеда, вместе с зависимостью объема подводной части от глубины, можно назвать математической моделью плавания корабля.

Математическая модель в отличие от физической повторяет образец не внешним видом или устройством, а основными принципами и законами, которые выражаются на языке математики. Как правило, чем сложней, многогранней явление, тем

более сложная получается и модель. Знакомая вам простая формула H=Vot—gt2/ 2, выведенная из закона всемирного тяготения и второго закона Ньютона, представляет собой математическую модель движения тела, брошенного вертикально вверх в пустоте. Но если мы захотим учесть сопротивление воздуха, то будем вынуждены иметь дело уже с более сложным, дифференциальным уравнением.

Какие же законы управляют Азовским морем? Всей совокупностью животного и растительного мира, морской воды с растворенными в ней полезными и вредными веществами, донных отложений и многого другого, что ученые называют экосистемой, живущей как единое целое? Таких законов немало — недаром ведь речь идет обо всем море. Есть вполне понятные, но очень важные, как, например, уже упомянутое условие водного баланса — то есть равенства объемов воды, поступившей в море и покинувшей его. Оно определяет среднюю соленость моря. Есть очень сложные, как, например, закон движения воды под действием ветра. Есть и такие, что и законами-то не назовешь — скорее, это правила, установленные в результате наблюдений и опытов: как, скажем, зависит скорость размножения планктона от температуры воды и силы ветра, или сколько пищи нужно судаку, чтобы «поправиться» на 1 грамм.

Пять долгих лет потратили ученые — океанологи, гидробиологи, гидрохимики, ихтиологи и, конечно, математики — на то, чтобы свести воедино все накопленные за многие десятилетия сведения об экосистеме Азовского моря. Ведь для мо

11