Юный техник 1984-06, страница 31

Юный техник 1984-06, страница 31

тор выделит ее, и мы услышим звук. Чем больше разница, тем выше звук, и наоборот. Значит, во время игры все сводится к изменению числа колебаний одного из высокочастотных генераторов. Мы помним, что для этого можно изменять параметры любого из элементов колебательного контура. В данном случае был выбран именно конденсатор.

А сейчас самое главное. Любой конденсатор состоит из двух обкладок. От формы, размеров обкладок и расстояния между ними зависит емкость конденсатора. Если как-то влиять хотя бы на одну из обкладок, емкость будет изменяться. И Термен приходит к остроумнейшему решению: тот самый стержень, что торчит из корпуса инструмента, является как бы продолжением обкладки. Остальное само собой разумеется: приближая руку к стержню или удаляя от него, музыкант плавно меняет емкость этого своеобразного конденсатора и таким образом управляет генератором колебаний. Вибрируя при этом ладонью, он заставляет вибрировать и голос инструмента.

Но надо было как-то регулировать и громкость звучания. Термен решил эту задачу тоже весьма оригинально. Между детектором и выходным усилителем размещался предварительный усилитель, устроенный так, что им можно было управлять так же, как и высотой звука, то есть расстоянием между рукой и металлической деталью, вделанной в инструмент сбоку. Правой рукой музыкант воспроизводил мелодию, а левой управлял громкостью.

По тем временам терменвокс стал известен довольно широко. Заинтересовались им и западные фирмы, изготовившие около трех тысяч экземпляров. Простота конструкции позволяла даже любителям собирать терменвоксы, и в домах появились самодельные инструменты в весьма разнообразном оформлении.

Все это вовсе не означает, что терменвокс был лишен недостатков. Ему были доступны только протяжные певучие мелодии, а все попытки сыграть быстрые произведения кончались неудачей: переходы между звуками получались смазанными, а сами звуки не всегда верными по высоте. Играть на терменвоксе было трудно. Манипуляции кистью осложнялись тем, что вслед за ней двигалась вся рука, да и тело свое музыкант не мог же держать в абсолютной окаменелости. Малейшая неточность, неверное движение — и высота звука уже не та, что ожидалась.

Это привело к тому, что интерес к терменвоксу стал постепенно спадать. Многие любители, самостоятельно сделавшие инструмент, так и не научились играть на нем.

Сейчас терменвокс используется редко, но значение его тем не менее очень велико: электронный генератор частоты стал родоначальником других, более совершенных инструментов, о которых мы расскажем в одном из ближайших номеров.

С. ГАЗАРЯН

Рисунки А. НАЗАРЕНКО 29