Юный техник 1984-06, страница 28

Юный техник 1984-06, страница 28

фонной сети ухудшали и без того не слишком хорошее звучание. Но в ту пору изобретение Кахилла воспринималось как чудо. Наверно, вы уже перевели на русский язык название инструмента — телармониум. Сделать это легко: если «телевидение» означает «видение на расстоянии», то «телармониум» — «музыка на расстоянии». Вспомним еще раз, что никакого телевидения и даже домашнего радио в те времена не было, и тогда не покажется вам чрезмерным восхищение чикагских жителей, получивших возможность слушать музыку по телефону.

Да и сейчас не стоит недооценивать изобретение Кахилла: все-таки это был первый работоспособный инструмент. А принцип получения колебаний не потерял своего значения до сих пор, он используется в некоторых вполне современных электроорганах.

Орган Хаммонда

Здесь нам придется забежать вперед на три десятка лет после изобретения телармониума. Для этого у нас есть и формальный повод, потому что орган Хаммонда тоже появился в Чикаго, и логический, так как в основе своей новый инструмент был прямым потомком телармониума.

В распоряжении Хаммонда уже были ламповые усилители, а это многое меняло. Достаточно было получить очень слабые токи, которые потом можно было усилить, так что отпала необходимость в мощных генераторах. Существовали уже и

динамики, поэтому проблемы преобразования электрических колебаний в механические тоже не было. Видимо, помогло Хаммонду и его ремесло часового мастера: основой инструмента стали небольшие зубчатые колеса, которые выполняли здесь ту же функцию, что и генераторы в телармониуме, однако разница в размерах была огромной. Сбоку каждого такого колеса была размещена катушка с магнитным сердечником. Когда зубец колеса проходил мимо сердечника, в катушке возбуждался слабый электрический ток — в полном соответствии с законами физики. И если колесо имело, скажем, шестнадцать зубцов и вращалось со скоростью пять оборотов в секунду, то восемьдесят раз в секунду в катушке возбуждался электрический импульс и получались колебания в восемьдесят герц. Понятно, что можно было, как угодно варьируя число зубцов на колесах инструмента и число оборотов колес, получать колебания с любой частотой, а значит, и звуки любой высоты. ' Инструмент, законченный в начале 30-х годов, получился настолько удачным, что его модифицированные варианты производятся до сих пор. И сейчас можно купить пластинку с записью разных произведений, исполненных на органе Хаммонда.

Очертаниями этот инструмент похож на кафедру обычного органа. Но нужно помнить, что обычный орган, кроме кафедры, имеет грандиозное сооружение из тысяч труб, а орган Хаммонда весь умещается в той кафедре, за которой сидит

26