Юный техник 1984-06, страница 26

Юный техник 1984-06, страница 26

Вспомните: разряд электро-форной машины, демонстрируемой на уроке физике, вы не только видели, но и слышали. Но одиночный разряд — еще не музыка. Бурстин и Дуддель разработали устройство, которое генерировало разряды часто-часто один за другим. При этом каждый разряд из-за его неуловимой краткости не воспринимался ухом как от

Схема первого электропианино. 1 — клавиша; 2 — молоточек; 3 — струна; 4 — контакт струны; 5 — электромагнит; 6 — батарея; 7 — подклавиш-ный контакт.

дельный звук, а в силу вступала частота разрядов. Например, если происходило 440 разрядов в секунду, получался звук «ля» первой октавы.

К инструменту была приспособлена фортепианная клавиатура. Каждая клавиша, замыкая при нажатии контакт, варьировала параметры электрической цепи устройства, отчего изменялась частота разрядов, а следовательно, и высота тона.

Инструмент этот, названный поющей дугой, в музыкальную практику не вошел: тембр его был слишком резок, настройка неустойчивой, громкость звука не поддавалась регулированию. Но в истории музыкальных инструментов он стал заметной вехой, и вот почему.

В мире существует огромное множество самых разных музыкальных инструментов, однако все они сводятся к считанным группам, если классифицировать их по физическому принципу образования звука. Колеблется или струна, или столб воздуха, или мембрана, или какое-нибудь твердое тело. Все эти принципы человек обнаружил и использовал еще в доисторические времена. И вот поющая дуга показала, что электричество тоже способно рождать музыкальные звуки. Сама она не выжила, но положила начало целому классу электромузыкальных инструментов.

7

®