Юный техник 1984-06, страница 25

Юный техник 1984-06, страница 25

тах он использовал камертоны. Камертон, который обычно служит для настройки фортепиано и некоторых других инструментов, наверняка вам хорошо знаком: это два параллельных стальных брусочка, с одной стороны имеющих общее основание с ручкой. Если, держа камертон за ручку, ударить по нему чем-нибудь твердым, брусочки начнут колебаться и звучать. Звук будет гаснуть и через некоторое время прекратится совсем. Это не устраивало Гельмгольца: для экспериментов ему нужно было продолжительное звучание. И тогда он приспособил к камертону очень простое и вместе с тем остроумное электрическое устройство. Рассмотрим его работу в замедленном темпе — разложим на фазы одно колебание.

Вот по брусочку камертона ударили стальной палочкой. Брусочек отклонился в сторону. Если бы не было электрического приспособления, брусочек затем под действием собственной упругости свободно отклонился бы в другую сторону, но уже на меньшее расстояние, и амплитуда колебаний стала бы уменьшаться. Но здесь во время первого же отклонения брусочек замкнул контакт и включил маленький электромагнит, расположенный с другой стороны. Теперь обратному ходу брусочка помогает притяжение магнита. И хотя контакт разомкнулся уже в самом начале обратного хода, дополнительного импульса электромагнита хватило для того, чтобы амплитуда колебаний не уменьшалась. При следующем ходе брусочка контакт замыкается снова, и цикл повторяется.

Понятно, что десятка два-три таких камертонов, издающих звуки разной высоты, уже могли составить простейший электромузыкальный инструмент. Но Гельмгольц строил лишь прибор для своих экспериментов, не больше. Его идею подхватили музыкальные мастера — теперь уже трудно сказать, кто первый. Они рассудили так: если электромагнит помогает камертону, то почему бы ему не помочь и струне?

Этот замысел был высказан в 1852 году и тогда же начал воплощаться. Однако до удачного и работоспособного инструмента прошло довольно много времени — около двух десятилетий. Принцип работы первого электропианино вы видите на рисунке. Струна, начиная колебаться после удара молоточка, замыкает контакт, а дальше все происходит как в камертоне Гельмгольца. Каждый звук электропианино длится до тех пор, пока нажата клавиша.

Слушатели восторженно отзывались об этом инструменте и на первых порах старались не замечать серьезный недостаток: струны, касаясь контактов, дребезжали, и к их чистому звучанию примешивались посторонние призвуки. Избавиться от недостатка не удавалось, и первое электропианино вскоре было забыто.

В этих опытах электричество лишь помогало звучать камертонам и струнам. А в следующей попытке, которую сделали изобретатели У. Бурстин и У. Дуддель в самом конце прошлого века, электричество обрело и свой собственный музыкальный голос.

23