Юный техник 1984-06, страница 27

Юный техник 1984-06, страница 27

Телармониум

Случалось ли вам когда-нибудь нечаянно воткнуть вилку трансляционного динамика в розетку электросети? Если да, то вы знаете, что при этом раздается громкий низкий звук угрожающего характера: он как бы предупреждает, что допущена оплошность. Конечно, вы тут же выдернули вилку, и только благодаря этому ваш динамик не перегорел: на такие напряжения он не рассчитан. Так что, если не доводилось вам совершать подобную ошибку, и не надо делать ее специально, вы можете лишиться динамика.

В сети течет переменный ток, который пятьдесят раз в секунду меняет свое направление. Следовательно, это тоже колебания, причем равномерной и постоянной частоты. Пока электричество раскаляет нити лампочек, кипятит чай или разогревает утюг, мы его не слышим. Но когда случайно трансляционный динамик оказался подключенным к электросети, тут же электрические колебания преобразовались в механические: начал колебаться диффузор динамика. Мы услышали звук с частотой 50 герц — это приблизительно соль контроктавы.

От соображения, что обычное сетевое электричество может рождать музыкальные звуки, оттолкнулся американец Кахилл, начиная строить в начале нашего века в Чикаго свой электроинструмент.

Это была удивительная машина.

Прежде всего — очень громоздкая и тяжелая. Ведь для каждого звука нужен был соб

ственный генератор тока. Причем ротор каждого из них рассчитывался так, чтобы получались колебания, строго соответствующие частотам музыкальных звуков. Нужны были и электродвигатели — надо же вращать генераторы. И если инструмент предусматривал несколько десятков звуков разной высоты, то и нужно было столько же генераторов. Поэтому музыкальный агрегат Кахилла весил двести тонн! Пришлось установить его в подвале большого здания на массивных бетонных фундаментах. Работая, электромузыкальная машина невероятно шумела, и музыкант, чтобы не оглохнуть, разместился в другом помещении, где у него была клавиатура.

Однако вес и шум — не главные курьезы инструмента Кахилла. В то время не было ни радиоламп, ни вообще электроники. Не было и динамиков. Как же преобразовать колебания, вырабатываемые генераторами, в звуки и донести их до слушателей? На помощь пришел телефон, который тогда уже был. Электрические колебания поступали на клавиатуру, а от нее прямо в телефонную сеть. Любой абонент Чикаго, сняв трубку своего телефона и попросив телефонистку соединить его с инструментом, мог услышать музыку. И сам музыкант слышал свою игру только по телефону, трубка которого была ради этого оформлена в виде наушников.

Конечно, инструмент Кахилла был беден возможностями. Звуковые нюансы на нем не получались, а тембр был скучноватым и невыразительным. Кроме того, помехи в теле

25