Юный техник 1988-11, страница 83

Юный техник 1988-11, страница 83

I ДАВНЫМ-ДАВНО...

...Уж я сеяла, сеяла ленок. Уж я, сея, приговаривала... «Ты удайся, удайся, мой леи, Ты удайся, мой беленький...»

Сколько заботы и ласки отдано в старинных народных песнях неказистому с виду растению, вымахавшему в трубку на метровую высоту. И есть за что. Обладая длинными волокнами, леи представляет собой прекрасный материал для пряжи, а полотно, вытканное из льна, обладает удивительным блеском, прочностью и, как говорили в старину, «приятным, освежающим действием на кожу». Только вот получить его не так-то просто. Собранные в поле, снопы льна мочат, треплют, расчесывают, чтобы отделить волокна друг от друга, раздробить и снять костру — древесную оболоч

ку стебля... И было время — все вручную, вооружась лишь самыми незатейливыми приспособлениями. Потому, когда надобность в льняном производстве возросла, остро встала потребность в специальной машине. Наполеон Бонапарт в 1810 году учредил даже высокую премию за ее изобретение. И француз Жирар немало сделал в этой области, разработав целый парк машин для льнопроизводства. Принципы, заложенные в них, нашли в дальнейшем широкое применение.

На старинном рисунке вы видите в работе одну иэ льнообрабатывающих машин — гребнечесальную, подготавливающую льняные волокна к прядению. На первых лорах и здесь не обходилось без ручного труда: зажимали пучки льна в тиски и устанавливали на станок рабочие.