Юный техник 1989-12, страница 6

Юный техник 1989-12, страница 6

Кроме того, отходы делятся по интенсивности излучения на высоко,- средне- и низкоактивные. И, наконец, их еще различают по физическому состоянию — газообразные, жидкие и твердые.

Такова классификация. А что же еще надо знать, чтобы не впадать в панику, но действовать разумно?

В ядерных реакторах, или, как их еще называют, в атомных котлах, используются высокоактивные изотопы. В медицине, промышленности, науке — источники средней активности. Ну а материалы низкоактивные зачастую получаются сами собой. Поработал, скажем, человек в перчатках и спецодежде с радиоактивным веществом — они начинают «фонить», то есть сами становятся источником слабого излучения. Такой же становится и вода, которой охлаждают ядерные реакторы при работе или моют, дезактивируют зараженные радиоактивной пылью предметы.

Как быть с ними дальше? Предметы надо складировать в защищенном удаленном месте, а воду слить в цистерны-хра-нилища и выждать, пока интенсивность фона самопроизвольно не опустится до приемлемой.

Так поступают при загрязнении короткоживущими изотопами. Если же заражение спецодежды или воды произошло долгоживущими, режим хранения меняется. Спецодежду сжигают, воду фильтруют, а радиоактивные пепел и грязь, ставшие вследствие концентрации источниками средней активности, подлежат захоронению по специальной технологии.

Какой именно? Об этом и пошел у нас разговор с молодыми специалистами Московского НПО «Радон» и Всесоюзного НИИ неорганических материалов имени академика А. А. Боч-вара, чья работа выдвинута на соискание премии Ленинского комсомола 1989 года.

— Давайте рассмотрим все по порядку,— предложил Михаил Ожован.— Тема нашей работы связана с проблемами захоронения одного из классов радиоактивных отходов. Для медицины, науки, промышленности Всесоюзное объединение «Изотоп» выпускает целый набор разнообразных капсул — источников радиоактивного излучения. Они чаще всего представляют собой небольшие — в мизинец взрослого человека — металлические цилиндрики, внутри которых заключены сами изотопы. Как только источник отработал положенный срок, его списывают и отправляют на спецхранение. Но тут порядка, к сожалению, мало. Нет у нас в стране такого объединения, которое бы полностью отвечало за него. Каждое ведомство сохраняет радиоактивные отходы в меру своих сил и возможностей. В итоге, судя хотя бы по тем фактам, что просачиваются в печать, у «ас вполне может произойти такая же трагедия, как в Бразилии, когда из-за безответственного отношения к хранению радиоактивных источников пострадали десятки людей.

Чтобы этого не произошло, ведомствам стоило бы взять пример с НПО «Радон». Здесь на должном уровне занимаются захоронением радиоактивных источников средней активности,

4