Юный техник 1991-08, страница 13

Юный техник 1991-08, страница 13

Так изучает направленные «"Блистав микрофонов

кы? — гулко прозвучал голос Анатолия Петровича.

Я, признаться, поначалу даже не обретил на это внимания... Но в этом-то, как выяснилось, и состоит секрет ,-улкой камерм.

— Представьте себе мячик, отскакивающий от стенок...— пояснил мой сопровождающий.

Г !ример действительно оказался очень удачен, он наглядно прояснил нам всю суть явления. Внутри простракстьа с параллельными стенами каш придуманный мячик будет летать практически по одной линии мехсду двумя плоскостями, образуя нечто похожее на стоячую волку. 11о в замкнутом пространстве с непараллельными стенами он побывает в каждой точке. А звук подчиняется тем же законам.

— Сколько же раз успевает пролететь здесь зьукоьая волка? — поинтересовался я.

— Давайте посчитаем,— предложил Анатолий Петрович.— Скорость звука — 3^.0 м/с. Звучит он в камере 16 се.<унд; расстоянье между стеками, полом

и потолком — в среднем 7 метров...

Получилось — свыше 770 раз.

Степанов указал на висящий над ками двенадцатигранник с вмонтированными в него головками громкоговорителя. Вот он, источник, откуда вылетят звуковые «мячики».

Мы гернулись в лабораторию и подошли к табло. За дверью послышался резкий завывающий звук, и лампочки на табло выстроили спадающую кривую.

— Измеритель времени ое-ьерб-грации,— назвал этот стенд Анатолий Петрович.

Реверберация... слово это давнее, упоминается еще в прошлом веке в книге А. И. Герцена «Былое и думы». В технике око означает процесс зету-хания колебаний звука. Понятием реверберации пользуются при измерении, например, зву-Konoiлощаюших свойств мате-р <епов. Окружающая среда для таких исследований должна иметь в каждой своей ючке одинаковую интенсивность зру-ка. В гулкой камере с этой целью повесили ковер. Его коэффициент поглощения определяли, исходя из разности времени реверберации в пустой камере и при его наличии. Таким же образом исследуют свойства и дру-их материалсв.

Звукопоглощение необходимо знать для праьильного проектирования помещений. Разные хитрости в этом деле качали применять е ще древние греки Например, для лучшего резонирования звука они встраивали в ступени театров кувшины-амфоры. Кувшикчики-«го-лоскики» устанавливались, в стеках русских церквей, а «глечики» — в украинских храмах.

10