Юный техник 1991-08, страница 16

Юный техник 1991-08, страница 16

одной, а из двух и более головок, работающих в разных частотных диапазонах. От преподавателя МИСа В. И. Шорова я с удивлением узнал, что самую лучшую звуковоспроизводящую аппаратуру делают не в Японии, а в Англии и США. А значительная часть японской радиоэлектроники имеет по результатам исследований в лаборатории низкое качество звука. Японскую аппаратуру покупают в основном из-за красивого оформления и низкой стоимости.

Специалисты многих стран, в том числе и в СССР, работают сегодня над повышением чувствительности голонок громкоговорителей Такой параметр, как КПД головки, показывает, упрощенно говоря, сколько шума можно «BbDKjTh» из нее при подведении единичной мощности в 1 Вт. Естестгенно, что чем она выше, тем меньше энергии требуется Последние образцы повысили сьой КПД в 2 раза.

Впрочем, с повышением эффективности радиоаппаратуры возрастает и требование к звуку. Существует много видов деятельности человека, где уро вень шума достигает уже предельных для его психики величин. Мне показали справочные таблицы по акустике, из которых следовало, что в штамповочном производстве шум достигает 92 дБ, в деревообрабатывающем — 98 дБ, в ткац-ком — 100 дБ, в кузне чно-прес-совом и клепальном — 113 дБ, а в каб| ie военного самолета он порой превышает опасную д. я человека величину — 30 ДС

Интенсивные звуковые давле

ния даже при кратковременном воздействии могут необратимо повлиять на слух. Поэтому, утверждают специалисты, к звуку надо относиться разумно и на эстраде, и в производстве, и в быту. Эксперименты на людях здесь совершенно ни к чему...

Ну а если наоборот — шум полностью отсутствует? В таких условиях оказываются спелеологи под землей, космонавты на борту космического корабля.

Б этих ситуациях недостаток шума нередко начинает самостоятельно компенсировать мозг человека, в результате чего появляются слуховые галлюцинации. Способность к длительному пребыванию в тишине зависит у каждого от его индивидуальных психологических особенностей.

Мне, конечно, тоже захотелось пройти испытания. Сотрудники лаборатории рискнули на эксперимент. Дверь заглушённой камер! I задвинули, и я оказался один на один с... безмолвием. Перьое ощущение — тишина давит на слух. Через пять минут почесал руку — зьук оказался столь гро«ким, словно бульдозер пропамывал<"я

сквозь тайгу, Через 1U минут — засопел как паровоз. Через 15 минут услышал громчий хрус у себя в щиколотке... в> реальней жизни такого не бывает! А через А) минут осознал, что там, за стенами заглушённой камеры, жить все-таки намного лучше! Й с облегчением уридел, как массивный заслон стронулся с места, а сквозь приоткрывшуюся щель навстречу мне потекло многозвучие гулкой и такой привычной жизни...

А. МИХАЙЛОВ, спецкор «ЮТа»

13