Юный техник 1992-06, страница 39

Юный техник 1992-06, страница 39

ся неправильно. Педагоги давным-давно забыли, что учеба — очень увлекательное дело. Учить можно (и нужно!), увлекая и развлекая ученика. У нас же превратили ученье в тяжкую и зачастую ненужную работу по заучиванию прописных истин. А поскольку они не были подкреплены на уроке ни опытом, ни занимательным примером, то и выветриваются из головы ученика, как только он переступает за порог класса.

Учителя удивляются: «Вот какие дети пошли непонятливые!» Да не дети виноваты, а мы с вами — взрослые люди — никак не поймем, что старую систему обучения давно пора ломать...

Как же тогда учить? «Каждый урок должен быть своего рода спектаклем,— считает Соколов. — Действующими лицами могут быть и Аристотель с Архимедом, и Ломоносов с Менделеевым, и Эйнштейн с Фейманом... Науку нужно представлять как живое дело, как детектив. Тогда и учиться будет интересно».

Чтобы слова не расходились с делом, Соколов не только рассказывает, но и показывает, как и что нужно делать. Москвичам повезло: они всегда могут отправиться в Политехнический музей, где лекции по физике читает... робот, или в Дом научно-технического творчества, где время от времени можно посмотреть целое представление на научную тему, подобное увиденному мною.

Идеями Николая Николаевича Соколова всерьез заинтересовались за рубежом. В Австрии ему, что называется с ходу, предложили возглавить лабораторию, которая бы внедряла систему обучения «по Соколову» по всей стране, а может, и по всей Европе. Он отказался: «Я и дома, надеюсь, сумею поставить дело не хуже».

А Соколов мечтает создать лицей, похожий на тот, в котором когда-то учился Александр Пушкин. Прием туда будет конкурсным: •ели человек «не тянет», зачем и

его мучить, и преподавателю с ним мучиться. Обучение в лицее начнется с первого класса. И завершится первыми общеобразовательными курсами института или университета. А уж потом, получив хорошее фундаментальное образование, человек может пройти специализацию по своему усмотрению. Учиться ребята будут в группах-классах по 6—7 человек — не более. Тогда учитель с каждым сможет позаниматься индивидуально. Большое значение Соколов уделяет также компьютеризации. «Персональный компьютер — хороший инструмент, и нужно человека учить им пользоваться «с младых ногтей». Тогда толк будет...»

Жить ребята, по замыслу Соколова, должны как в пушкинском лицее — у каждого своя комната. Обучение планируется платное. «Это дисциплинирует. В западном колледже учащемуся и в голову не придет прогуливать лекцию, за которую заплачено из собственного кармана. Не то, что у нас!..»

Но плата будет небольшой, доступной практически каждой семье, поскольку основную финансовую нагрузку несут спонсоры. Самое удивительное — заинтересованные люди уже нашлись среди современных банкиров. Так что в деньгах Н. Н. Соколов нужды не испытывает. Затруднение ныне в другом: для создания лицея хотелось бы приобрести усадьбу, где разместить и классы, и учительские кабинеты, и комнаты для жилья, и столовую, и спортзал, и собственный сад с парком... Словом, все, что нужно людям для нормальной жизни и учебы. Может быть, у вас есТь такое местечко на примете? Ждем писем с предложениями. Очень хотелось бы, чтобы лицей Соколова начал свою работу уже этой осенью.

С. ЗИГУНЕНКО, наш спецкор. Фото автора

37