Юный техник 1992-06, страница 36

Юный техник 1992-06, страница 36

сты-профессионалы, а затем у себя дома за пару недель наладили производство и оформили лицензию.

Стоит упомянуть и спортивные плоты. Ведь самые сложные маршруты пройдены именно на них. В отличие от других туристских судов плот управляется не веслами, а расположенными на корме и носу гребями и маневрирует только поперечными смещениями. Интересно, что вторую жизнь ему дали коммерция и предпринимательство. Оказалось, что на этом судне очень удобно катать отдыхающих, размещать киносъемочные группы...

Но вернемся на водное ралли. Общими усилиями пострадавшее каноэ приведено в боевую готовность — и снова в путь...

Участок, который мы преодолеваем в эти минуты, называется «трассой по технике водного туризма» — ТВТ. Подобному виду состязаний туристы-водники уделяют особое внимание. Ведь техничное и грамотное управление судном — главная гарантия успеха на маршруте. Задача же на ТВТ — быстро пройти через все ворота, поменьше набрав штрафов, то есть по возможности не задевая вешек.

В зависимости от маркировки одни ворота проходят носом, другие — кормой, одни — по течению, другие — против. Расположены же они отнюдь не в шахматном порядке. Как быть, например, когда последующие ворота находятся не ниже по течению, а на том же уровне, что и предыдущие; или — не перпендикулярно потоку, а наискосок? Помогает владение различными приемами гребли: дугообразными, табанящими и другими гребками. Но и это не все! Важно также правильно и оперативно оценивать движение струй и быстротоков, отливных течений... Словом, как говорят туристы, уметь «читать воду».

На сложных препятствиях, кстати, проходу лодки значительно мешают мощные валы или так назы

ваемые «пенные котлы», «бочки», «грибы», «воронки». 20—30-минутному их штурму предшествует порой 3—4-дневное исследование — от зарисовки схемы участка и определения плотности пены до пробного пуска «макета» — палки, бревна... Главный принцип сплава, считают опытные водники, не бороться с водой, а сотрудничать с ней!

...И все же, несмотря на помощь струй и потоков, к концу трассы ТВТ — после 12 ворот — мы с Валерой «дымимся» и пыхтим как два перегревшихся котла. В таком же состоянии завершает участок и кая-кер Андрей Бодров:

— Фу, жара...

— А ты окунись — легче станет,— в шутку советуем мы.

— А что? Мысль интересная,— говорит Андрей и, не покидая судна, смело переворачивает его вверх дном...

— «Эскимосский переворот»,— оживляется Валера.— Сейчас поостынет и снова встанет. Так вЪт, учись: на каяке и каноэ при умении встают сами. Иногда получается и на байдарках...

Действительно, секунд через де-сять-пятнадцать всплывает весло, а за ним по мере переворота судна появляется спина и голова Андрея. Картинно прочистив уши и выпустив изо рта струйку воды, он оборачивается к стоящему на берегу бородачу:

— Судья, что там дальше?

— Пара десятков километров таких же «джунглей»,— спокойно перечисляет тот.— Затем конкурс обедов — на время, четверо «ворот», оказание помощи «раненому», его транспортировка-

Участок ТВТ завершают последние участники команды и присоединяются к нам.

— Ну что? — спрашивает Валера.— Все в сборе? Тогда вперед — на прорыв!

Анатолий КАЗАКОВ, спецкор. «ЮТ» Фото автора

34