Юный техник 1996-08, страница 17

Юный техник 1996-08, страница 17

С недавних пор исследователи США стали использовать для мониторинга подводной вулканической активности гидрофоны, оставшиеся не у дел после того, как советские, а затем и российские субмарины перестали барражировать у американских берегов. Поскольку извержения всегда сопровождаются грохотом, ученые по звуку зафиксировали сотни малых выбросов лавы только в одном районе наблюдения — у берегов штата Орегон. Конечно, хотелось бы также увидеть и происходящее на морском дне, но это пока невозможно, поскольку глубина некоторых трещин достигает 3,5 км. Ни один водолаз не в состоянии туда добраться. Да и условия там — не позавидуешь: вода как кипяток.

Тем не менее исследования расселин продолжаются. Однажды опустив в воду батометры, ученые взяли пробы извергнутой из расселины жидкости. Она оказалась насыщенной разнообразными солями и изобиловала бактериями. «Возможно, именно в этих трещинах и зародилась когда-то жизнь на нашей планете», — полагает исследовательница Карент ван

ЗАМЕТКИ НА ПОЛЯХ

Дамм, работающая в университете штата Вашингтон в Сиэтле.

Речь идет о некой субстанции, похожей на вулканическую лаву, медленно вытекающей из недр планеты и распространяющейся по океанскому дну. Все это происходит во мраке, в недосягаемом до глаза подводном царстве, пребывающем под убийственным давлением. Вот почему подобные процессы мало изучены и кажутся загадочными.

Некоторые ученые полагают, что донная активность — проявление своего рода «сердцебиения» планеты. Трещины на дне океана как бы пульсируют периодическими выбросами горячей магмы, выталкиваемой из вулканических расселин, опоясывающих нашу планету на протяжении 80 — 90 тыс. км. А края ее окаймлены залежами золота и других драгоценных металлов. Можно предположить, что рудники по добыче драгоценных металлов в XXI веке переместятся на океанское дно. Ведь в отличие от земных залежей, которые все более и более истощаются, скрываемые океаном день ото дня прибывают.

15