Юный техник 2004-01, страница 29протезы рук или ног, которые могли совершать простейшие движения за счет управления при помощи оставшейся части органа- К ним относились с таким же страхом и почтением, как и к куклам-автоматам. Это подтверждает мрачная немецкая сказка о рыцаре Гец фон Бер-лихенгеме. Он в бою потерял руку, но искусный мастер сделал ему новую, железную. Она верно служила своему хозяину словно живая. Когда рыцарь умер, рука выползла из могилы и... Чем она занялась, уж догадайтесь сами. Однако XVIII век приносит расцвет автоматострое-ния. Он был облегчен успехами точной механики и вызван небывалой потребностью аристократии в роскоши и развлечениях. Появляются механические люди, животные, птицы. Их показывают на праздниках, в цирках, в специальных «кабинетах чудес». Так, лондонский часовщик Кристофер Пинчбек в 1732 году создал механический театр с различными пьесами. В одной из них был концерт с механическими музыкантами, на другой — панорама Гибралтара. Там плавали корабли и маршировали войска. Была пьеса, где происходила игра графа с собакой в реке. В действе одновременно участвовало около ста фигур. Подобных театров появилось немало. До той поры программа управления автоматами задавалась при помощи вала с кулачками или диска с отверстиями. Это были весьма громоздкие устройства. Рис.2 27 |