Юный техник 2004-04, страница 18

Юный техник 2004-04, страница 18

Да, казалось бы, чего проще: как только Луна покажется на небосводе, наводи пушку прямой наводкой — и огонь! На практике все иначе.

Во-первых, Луна представляет собой движущуюся цель. А каждый охотник знает, что по летящей цели нужно стрелять с упреждением. То есть целиться не в саму цель, а в то место, где она окажется, когда пуля преодолеет расстояние между ружьем и целью.

Кроме того, движется сама Земля. Причем не только вокруг собственной оси, но и мчится вместе с Луной вокруг Солнца. А это тоже добавляет сложности.

Еще сложнее попасть в Венеру или, скажем, в Марс. Здесь приходится учитывать еще множество дополнительных условий: скорости перемещения обеих планет — Земли и Марса по своим орбитам, их взаимное местоположение в момент запуска межпланетного зонда и в момент приближения к конечной точке маршрута, влияние на движение гравитационных полей Солнца, планет-гигантов...

В общем, приходится учитывать столько факторов, что даже современные суперкомпьютеры должны работать многие часы подряд, прежде чем выдадут исходные данные для точного космического «выстрела». И это еще не все...

(]дл1ссея « /!УГШЛЛ€Ш1 »

Точность межпланетных расчетов не раз выверялась, например, при посылке автоматических исследовательских зондов на Луну. И все же при этом не раз случались накладки.

Станция «Луна-1», стартовавшая 2 января 1959 года, промахнулась мимо спутника нашей планеты и улетела неизвестно куда. Прицел «Луны-2» оказался точнее, и она врезалась в поверхность Луны. С одной стороны, хорошо, что расчеты баллистиков оказались верны, но много ли толку от такого «выстрела»?

Стало понятно, что нужно контролировать не только направление движения межпланетного зонда, но и менять его скорость по мере надобности.

Вспомните, что произошло с «ядром», выпущенным из пушки в романе Жюля Верна. Путешественники хоть и не попали на Луну, но, долетев до нее, разверну-