Юный техник 2004-07, страница 17

Юный техник 2004-07, страница 17

валил дымок, застучали паровые машины, и крестовины начали крутиться все быстрее, быстрее... Лодка дрогнула и, сорвавшись с места, побежала по мосткам, набирая ход. Однако помост кончился раньше, чем машина оторвалась от него. Получился скорее не полет, а прыжок с мостков, подобный тому, как деревенские мальчишки ныряют в речку.

По поводу этого прыжка было потом много споров: считать ли его первым в мире полетом аэродинамического аппарата тяжелее воздуха? Одни говорили, что, конечно, это так — ведь машина оторвалась от земли. Однако другие вполне резонно заявляли, что тогда надо отнести к летательным аппаратом и обыкновенный камень. Швырни его — и он полетит...

Чтобы понять это, ребята в уменьшенном масштабе до тонкостей воспроизвели и сам самолет, и те мостки, с которых он стартовал. И поняли, что в привилегии на «воздухоплавательный снаряд», выданной А.Ф. Можайскому 2 июня 1880 года, а также в заключении комиссии Военного министерства сказано все правильно. «Небесный пароход» Можайского не мог взлететь. На то попросту не хватало мощности установленных на нем двух паровых машин.

Сам изобретатель согласился с выводами комиссии. На Обуховском заводе была заказана еще одна паровая машина. Заодно Можайский собирался усовершенствовать свою конструкцию. Однако довести дело до конца ему не удалось. В 1890 году, в возрасте 65 лет, он умер.

Впрочем, труды его не были напрасными. 3 1971 — 1981 годах в Центральном гидроаэродинамическом институте были проведены специальные работы, призванные ответить на вопрос: «Мог ли самолет Можайского летать?» Современные расчеты, аэродинамические продувки построенной модели однозначно показали: вариант с тремя паровыми машинами вполне мог подняться в небо!

Хотят довести свое расследование до конца и сами ребята. Они надеются оснастить модель-копию самолета Можайского более мощными моторами и отправить ее в полет. Хотя бы на корде...

Станислав ЗИГУНЕНКО

1 5