Юный техник 2008-05, страница 31

Юный техник 2008-05, страница 31

датчик — начинали петь камертоны. Труба издавала короткий звук, и шар на дне сосуда начинал покачиваться, затем медленно отрывался от дна и устремлялся вверх. Труба звучала снова, всплывал второй металлический шар, затем — третий... Когда музыка стихала, шары продолжали плавать. Их вес явно уменьшился.

Кстати, Кили в одних опытах поднимал в воздух при помощи звуков массивные чугунные болванки, в других случаях увеличивал их вес настолько, что они под его действием уходили в землю.

В начале 90-х годов XIX века Джон Уоррелл Кили продемонстрировал журналистам и военному ведомству США небольшую летающую платформу. На ней располагалось кресло пилота, а перед ним приборный щиток, похожий на клавиатуру пианино. С нижней стороны платформы были установлены резонаторы. Их звучание отрывало платформу от земли.

Сохранились воспоминания очевидцев, в которых говорится о том, что платформа летала с большой скоростью, мгновенно изменяла направление полета, но пилот (это был сам Д. Кили) не испытывал при этом действия ускорения.

В то время нужды в скоростных и высокоманевренных летательных аппаратах не было, и военное ведомство отказалось финансировать работу Кили. Жаль, но еще обиднее, что ни сама платформа, ни ее чертежи не сохранились. Воспроизвести нечто подобное никто не попытался.

Изобретатель очень опасался кражи своих идей. Опасался настолько, что не посвятил в них ни друзей, ни соратников. Внезапная кончина изобретателя предала забвению все его достижения.

В его лаборатории, ставшей теперь музеем, сохранилось множество аппаратов, работавших только под действием звука симпатического передатчика. Но к сожалению, ни самого передатчика, ни его описания не осталось. Сохранились лишь сведения о том, что он состоял из множества различных механически возбуждаемых резонаторов на вращающейся платформе.

Есть ли что-то общее у работ Махадевана и американского изобретателя? Поживем — узнаем.

А. ИЛЬИН

29