Юный техник 2008-05, страница 39УДИВИТЕЛЬНО, НО ФАКТ! В результате в его руках оказался огромный массив данных, позволяющих объективно охарактеризовать различные национальные культуры по единым стандартам. Как же голландский ученый смог измерить эти неуловимые национальные души? Для разработки своей «периодической системы» Г. Хофстед использовал пять параметров: стремление к индивидуализму, дистанцию от власти, избегание неопределенности, мужественность, динамизм. Наиболее важными из них считают первые два. Индивидуализм (IDV — Individualism) — показатель того, считают ли люди правильным заботиться только о себе и собственной семье, или же они считают себя членами социальных групп. Дистанция от власти (PDI — Power Distance) — это степень, с которой общество принимает (или отвергает) неравномерность распределения власти в семье, в бизнесе, в политике. Формулируя свои культурологические показатели, Г. Хофстед стремился быть максимально объективным. Предположим, мы хотим выяснить у представителей какой-нибудь нации, насколько они склонны (или не склонны) к индивидуализму. Для этого как можно большее количество людей просят выразить свое отношение к тому, в каком обществе они хотели бы жить, предлагая им список альтернативных утверждений: «Мне хотелось бы жить там, где... » Ответы оценивались по пятибалльной шкале и затем были приведены к «общему знаменателю» по специальной формуле. В итоге подсчетов исследователь получил количественную оценку приверженности той или иной группы людей ценностям индивидуализма: 0 — 25 баллов — сильный коллективизм, 50 баллов — «золотая середина», 75 — 100 баллов — сильный индивидуализм. Каковы же результаты измерения русской души хоф-стедовским методом? Оказалось, что индивидуалистов у нас не так много. А вот диапазон отношения к власти оказался даже шире, чем за рубежом. И наконец, когда российские этнометристы Наталья и Юрий Латовы попробовали оценить российскую ментальность, то оказалось, что мы и не совсем европейцы, и совсем не азиаты. Евразийцы — вот наше имя и место на земном шаре. 37 |