Сделай Сам (Огонек) 1994-05, страница 47

Сделай Сам (Огонек) 1994-05, страница 47

Непосредственно перед использованием к раствору добавляли 50 мл концентрированной соляной кислоты. В готовом растворе снимки обрабатывали примерно 10...30 мин. Во время этой операции окраска изображения практически не изменяется, а начинает появляться лишь при окончательной промывке (продолжительность последней зависит от цвета, который вы хотите получить на выбранном для тонирования изображении).

Современные способы тонирования изображения

Самый распространенный метод тонирования черно-белого изображения в различные коричневые тона — осернение. Метод основан на превращении серебряного изображения черного цвета в сернистое серебро, которое характеризуется коричневой окраской. Технология тонирования серой относительно проста и доступна, обеспечивает, как правило, хорошую повторяемость результатов и довольно широкий диапазон оттенков коричневого цвета (тон сепии; темно-коричневый; коричневый с красноватым оттенком и другие). На получаемый в результате этого метода тонирования оттенок цвета влияет целый ряд факторов: степень зернистости проявленного слоя фотобумаги (крупнозернистое изображение дает глубокие коричневые тона, а мелкозернистое — рыжевато-коричневые), выдержка при экспонировании листа фотобумаги (при нормальной — получают темно-коричневые тона; при недодержке — шоколадно-коричневые; при передержке — желтовато-коричневые или красновато-коричневые), рецептура тонирующего раствора, качество используемой фотобумаги, чистота фотореактивов, тщательность выполнения всех процессов.

Окрашивание отпечатков в коричневые.тона проводят прямым и косвенным способами. Прямое тонирование черно-белого снимка проходит в одном растворе и в одну стадию. Сера, выделяющаяся при этом из тиосульфата натрия, взаимодействует с металлическим серебром изображения, превращая его в сернистое серебро коричневого цвета. При косвенном тонировании на 1-й стадии обработки серебро изображения в отбеливающем растворе сначала превращают в хлористое или бромистое серебро, которое на 2-й стадии с помощью

раствора сернистого натрия переводят в «коричневое серебро».

Прямые методы осернения дают изображения от темно-коричневых до красно-коричневых тонов, косвенные — от светло-коричневого до черно-коричневого и от тона сепии до шоколадно-корич-невого. Преимущества прямого метода: он не требует вентиляции помещения, где проводят процесс тонирования, а косвенного метода — большее постоянство результатов, возможность получать окраску заранее намеченного тона, простота рецептуры и технологического процесса. Недостатки прямого метода: медленное действие и необходимость повышения температуры тонирующего раствора, а косвенного — необходимость проведения всех работ в хорошо проветриваемом помещении вследствие выделения газа с неприятным запахом (сероводорода).

Рецепты раствора для прямого тонирования

Тонирование отпечатков проводят в подогретом до 60...65"С растворе или помещают их в постепенно подогреваемый до рабочей температуры раствор. В 1-м случае отпечатки предварительно под-дубливают в течение 5...10 мин в 10%-ном растворе алюмокалиевых квасцов или 10%-ном растворе формалина (необходимость и продолжительность этой обработки зависит от степени задубленности эмульсионного слоя используемой фотобумаги). Во 2-м случае фотоотпечатки не дубят, так как алюмокалиевые квасцы, находящиеся в тонирующем растворе, при медленном подогреве раствора успевают поддубить эмульсионный слой бумаги. Квасцы, входящие в тонирующий раствор совместно с тиосульфатом натрия, разлагают его с выделением серы, которая и вступает в реакцию с металлическим серебром изображения, образуя сернистое серебро, окрашенное в коричневый цвет. Обработку черно-белых отпечатков проводят в одном из следующих растворов.

Раствор № 1

Тиосульфат натрия 250 г

Алюмокалиевые квасцы 45 г

Вода до 1 л

Раствор № 2

Тиосульфат натрия 120 г

Алюмокалиевые квасцы 30 г