Сделай Сам (Огонек) 1994-05, страница 46

Сделай Сам (Огонек) 1994-05, страница 46

Т. Мосина

фотоживопись

множество различных художественных методов и приемов получения фотоизображений бромойль, озобром, пигмент, озотипия, цианотипия, тонирование, раскраска черно-белых отпечатков и т. д. Эти способы сближало одно — конечное изображение напоминало живописные полотна или старинные, словно подернутые патиной времени, гравюры. В наши дни, конечно, не каждый из них можно полностью воспроизвести, но тонирование черно-белых снимков в коричневые тона сепии или их раскраска доступны практически каждому фотографу. (Сепия — это светло-коричневое вещество, приготовляемое из внутренностей моллюска — сепии или искусственным путем. Цвет натуральной сепии — коричневый, искусственной — многообразие цветовых оттенков.) Цвет в этом случае значительно повышает эмоциональное и смысловое воздействие черно-белого фотоотпечатка. Имея некоторый опыт и вкус, современный светописец может не только создавать с помощью зтих способов интересные имитации цветных фотографий, но и смело конкурировать с художниками.

ТОНИРОВАНИЕ СНИМКОВ

При окрашивании черно-белого отпечатка в тон сепии необходимо, чтобы выбранный оттенок изображения не противоречил содержанию снимка и технике его исполнения. Фотоизображения в коричневых тонах у нас прежде всего ассоциируются со старыми полотнами «голландцев» или старыми, имеющими сегодня большую художественную и историческую ценность снимками. Великолепно смотрятся выполненные в этом стиле натюрморты, пейзажи, портреты.

Для тонирования выбирают отпечатки, на которых изображение имеет хорошую проработку деталей в тенях и светах широкий диапазон и насыщенность темными тонами. По сравнению с обычным такое изображение должно быть несколько более плотным и контрастным, так как в

процессе тонирования изображение на нем осветляется (оптическая плотность и контраст становятся меньше). Изображение красивого коричневого оттенка, чистых нежных тонов получают лишь на правильно проэкспонированных и нормально проявленных отпечатках. Если снимок будет недоэкспонирован или переэкспонирован, недопроявлен или перепроявлен, то он окрасится в грязный, неприятный для глаз цвет. Присутствие вуали, почти невидимой на черно-белом изображении, на тонированном сразу «бросится» в глаза и испортит впечатление от снимка. Неполное фиксирование в нейтральном или кислом фиксаже а также малоинтенсивная окончательная промывка (присутствие в эмульсионных слоях фотобумаги остатков тиосульфата натрия) приведет к появлению на фотоизображении различных цветных точек или пятен, а при длительном хранении — к частичному его обесцвечиванию.

Сухие отпечатки перед тонированием размачивают в воде при 20°С в течение 8... 10 мин, иначе процесс тонирования будет проходить по поверхности фотослоя неравномерно. Тонирование ведут при рассеянном дневном или искусственном свете, сушку — при комнатной температуре.

Старинный способ тонирования

Для получения на старых бромосеребряных фотобумагах тона сепии применялся раствор следующего состава:

тиосульфат натрия 120 г

декстрин (50%-ный раствор) 240 мл вода 1л

(Напомним, что декстрин — продукт обработки картофельного или кукурузного крахмала концентрированной соляной или азотной кислотой с последующим нагреванием до 125...150°С. В продажу он поступает под названием «Клей декстриновый конторский» )

Предыдущая страница
Следующая страница
Информация, связанная с этой страницей:
  1. Декстриновый клей

Близкие к этой страницы