Сделай Сам (Огонек) 1994-05, страница 54

Сделай Сам (Огонек) 1994-05, страница 54

52

I 5

I £

По схеме № 1 (рис. 3) получают изображение холодного густ о-к о р и ч-н е в о г о тона. В течение 1 ...5 мин отпечаток обрабатывают, например, в 1 %-ном растворе сернистого натрия. При такой обработке цвет изображения практически не изменится. Короткое ополаскивание в проточной воде удалит с поверхности отпечатка сернистый натрий, но более длительная промывка может уничтожить эффект предварительного осернения. В качестве отбеливающего раствора используют раствор на основе красной кровяной соли, в который отпечаток погружают на 1 ...2 мин. В этом растворе изображение несколько ослабится, окрасясь в коричневатый тон. Промежуточную промывку проводят до исчезновения желтоватой окраски воды — несколько раз просто сливают воду из промывочной кюветы. Окончательное осернение проводят в том же растворе, что и предварительное. На этой стадии обработки изображение и приобретает необходимый тон.

Тонирование по схеме № 2 (рис. 4) дает еще больший простор для изменения тона изображения. После предварительного частичного осернения и промежуточного ополаскивания отпечаток погружают примерно на 20...60 с в отбеливающий раствор, в котором изображение отбеливается лишь частично. Характер получаемого в дальнейшем (после вторичного осернения) изображения, нюансы его оттенка будут зависеть от степени отбеливания Чем оно будет полнее, тем больше окончательный тон изображения приблизится к желто-коричневому, а чем короче само отбеливание, тем более темным получится изображение на отпечатке.

Отбеливающий раствор с красной кровяной солью и бромистым калием (например, № 4) разбавляют водой в отношении 1:7 или 1:10. Раствор при обработке отпечатка энергично покачивают. Окончательное изображение состоит как бы из двух слоев — коричневое сернистое серебро лежит поверх черного металлического. Благодаря такому слоеному «пирогу» в светлых местах изображения черного металлического серебра становится значительно меньше и изображение на них приобретает более интенсивную окраску, а глубокие тени в зтом случае кажутся почти черными, что приводит к повышению контраста изображения.

Тонирование по схеме № 3 (рис. 5) дает изображение черно-коричневых и фиолетово-коричневых тонов. Здесь применяют растворы для осернения на ос

нове сернистого натрия или тиомочевины, отбеливающий раствор с красной кровяной солью и бромистым калием, а также безбромидный проявитель, например, № 1.

Проявитель № 1

Сульфит натрия

(кристаллический)

Сода (безводная)

Поташ

Глицин

Вода

20 г 5 г 8 г 2 г до 1 л

Изображение в этом проявителе прорабатывается очень медленно, переходя от красно-коричневого к более темному. Непроявленное бромистое серебро переводится в сернистое при окончательной обработке в осерняющем растворе.

Тонирование по схеме № 4 (рис. 6) позволяет получать тона изображения от сепии с желтоватым оттенком до тепло-черного и фиолетово-коричневого. Здесь окончательный тон изображения зависит от степени повторного проявления отпечатка: чем дольше отпечаток проявлялся перед последним осернением, тем холоднее и темнее становится изображение. Для проявления по этому методу используют также и безбромидные проявители, например, №№ 2 и 3.

Проявитель № 2

Метол

Сульфит натрия

(кристаллически й)

Гидрохинон

Бура

Вода

Проявитель № 3

Сульфит натрия

(кристаллический)

Глицин

Поташ

Вода

2 г

40 г 5 г 20 г До 1 л

100 г 20 г 100 г до 250 мл

После отбеливания отпечаток ополаскивают в воде и обрабатывают в проявителях №№ 2 и 3 (последний проявитель — концентрированный, так что его при работе разбавляют водой в соотношении 1:40). Изображение проявляется очень медленно. При вторичном проявлении цвет изображения на отпечатке будет постепенно изменяться так: через 5 мин он становится бледно-красным, через 10 мин — красно-коричневым, через 20 мин — красно-шоколадным, через 30 мин — от серого с фиолетовым до полного почернения изображения. В результате