Сделай Сам (Огонек) 1994-05, страница 56

Сделай Сам (Огонек) 1994-05, страница 56

окончательной обработки в тонирующем растворе в зависимости от указанного выше времени проявления цвет изображения становится следующих тонов: сепии с желтоватым оттенком; более холодной сепии, коричневый; густо-коричневый, переходящий в черный, и, наконец, тепло-черный. Эта закономерность относительная. Она изменяется в зависимости от состава используемого проявителя, сорта тонируемой фотобумаги, эмульсии (номер партии), чистоты фотореактивов и применяемой для составления растворов и промывки воды.

Упрощает обработку по схеме № 4 использование для тонирования лишь первых двух основных стадий процесса: отбеливания и вторичного проявления, что осуществляется при тонировании по схеме № 5 (рис. 7). Изменяя степень разбавления отбеливающего раствора и применяя различные рецепты проявителей, удается в довольно широких пределах менять цветовой тон изображения на отпечатках. Так, очень интересную гамму коричневых тонов получают при отбеливании снимков в отбеливателях №№ 6 и 7.

ОТБЕЛИВАЮЩИЕ РАСТВОРЫ

Раствор № 6

Двухромовокислый калий

25 г

Соляная кислота (10%-ная)

10 мл

Вода

до 1 л

Раствор № 7

Красная кровяная соль

25 г

Аммиак (10%-ный раствор)

100 мл

Вода

до 1 л

0.тбеливание идет довольно-таки быстро и заканчивается, когда на отпечатке остается слабое коричневое изображение. Промывку ведут до исчезновения желтой окраски воды. Используя отбеливающий раствор №6, применяют без-бромидный быстроработающий проявитель (например, метол-гидрохиноновый). Тон изображения при этом будет темно-коричневым, почти черным. Если взять для тонирования двухрастворный концентрированный гидрохиноновый проявитель № 4 (его составляют из частей А и Б), можно еще в более широких пределах получать оттенки коричневого цвета.

Проявитель № 4

Часть А

Метабисульфит калия 20 г

Гидрохинон 35 г

Бромистый калий 5 г

Вода до 1 л

Часть Б

Углекислый аммоний 100 г

Вода до 1 л

Так, чтобы получить красно-коричневый оттенок, требуется соотношение (по объему) частей А, Б и воды, равное 1:1:1; коричневый — 2:1:2; темно-коричневый — 2:3:0. Проявление для получения первых двух тонов проходит крайне медленно — от 3 до 6 мин, благодаря чему легко регулировать тон изображения. Процесс получения же третьего тона осуществляется почти мгновенно и контролю не подлежит.

При применении отбеливающего раствора № 7 можно использовать метол-гидрохиноновый проявитель № 5, приготовленный в виде концентрата.

Проявитель № 5

Метол 1 г Сульфит натрия

(кристаллический) 200 г

Гидрохинон 12 г

Поташ 100 г

Бромистый калий 1 г

Вода до 1 л

Для получения рабочего раствора концентрат разбавляют водой в пропорции 1:1. Цветовой тон отпечатка, обработанного таким образом, зависит от состава первоначально использованного при обработке отпечатка проявителя, степени отбеливания отпечатка и продолжительности вторичного его проявления. (Во всех случаях необходимо делать фотопробы, чтобы определить наиболее оптимальный режим обработки отдельно для каждого нового типа черно-белой фотобумаги.)

ТОНИРОВАНИЕ ДЕТАЛЕЙ ИЗОБРАЖЕНИЯ НА ОТПЕЧАТКЕ

Тонирование деталей изображения, так называемое местное тонирование, применяется для самых разнообразных сюжетов: пейзажей, натюрмортов, портретов, архитектурных памятников и т. д. Этот технический прием дает возможность получать на отдельных участках одного черно-белого снимка тонированное в два-три цвета изображение, благодаря чему значительно повышается выразительность снимка. Основной тон снимка здесь остается серо-черным, дополнительный же принимает различные оттенки коричневого цвета и зависит от метода тонирования.

Для тонирования деталей отбелива-