Сделай Сам (Огонек) 1994-05, страница 59

Сделай Сам (Огонек) 1994-05, страница 59

полному отбеливанию уже в концентрированном растворе № 1. Затем проточной водой в течение 5 мин удаляют этот раствор с поверхности отпечатка, а погружением отпечатка в 1 %-ный раствор сернистого натрия получают окончательный тон. На тех участках отпечатка, где прошло поверхностное отбеливание, образуется изображение промежуточного тона (коричневое серебро в этих местах отлагается поверх черного металлического), на полностью же отбеленных местах появляется коричневый цвет. Снимок окончательно промывается и высушивается. В результате такой обработки на снимке выделяются три цвета: серый, коричневый и буро-коричневый.

Экспериментируя с представленными в статье способами тонирования (в тон сепии и его вариантами) и дополняя их, фотограф сможет расширить арсенал своих творческих фотоприемов, получить качественно и художественно новые фотографии.

НАКЛЕИВАНИЕ

ТОНИРОВАННЫХ

ОТПЕЧАТКОВ

Тонированные отпечатки очень чувствительны к воздействию различных кислот и щелочей, а также некоторых органических веществ, входящих в составы современных клеев. Подобные вещества могут вызвать со временем появление на поверхности отпечатков различных пятен и обесцвечивание изображения. Поэтому вместо готовых клеющих составов лучше использовать состав, приготовленный из частей А и Б.

КЛЕЮЩИЙ СОСТАВ

Часть А

Вода 90 мл

Желатин пищевой 40 г

Часть Б

Вода 10 мл

Крахмал 7 г

Желатин растворяют в воде при температуре 70°С. Затем часть А вливают в часть Б.

РАСКРАСКА

ЧЕРНО-БЕЛЫХ СНИМКОВ

С техникой тонирования черно-белых снимков тесно связана и их раскраска

красящими веществами — акварельными и масляными красками, которые используют в своей работе профессиональные художники. Подобный художественный прием стал первым шагом к цветной фотографии. Он широко применялся в модных фотостудиях конца XIX века.

Во время фотосъемки помощник фотографа делал подробные записи, характеризующие оттенок кожи портретируемого человека, цвет его волос и глаз, особенности одежды и головного убора. На полученных после обработки черно-белых отпечатках художник с помощью акварельных красок создавал портреты нежных пастельных тонов, а с помощью масляных — романтические и декоративные портреты. Очень часто по заказу клиента художник на портрете его «омолаживал», «обновлял» сюртук, придавал фотомодели большую торжественность и парадность.

Сегодня этот прием также используется многими фотомастерами. Данный прием предоставляет современному фотографу полную свободу в выборе цвета и позволяет получить на снимке цветное изображение, которое невозможно бывает достигнуть даже с помощью современных суперкачественных зарубежных цветных фотоматериалов. Кстати, некоторые черно-белые сюжеты эффектнее смотрятся, когда их раскрашивают не полностью, а лишь выделяя одну или несколько деталей (местная раскраска). Применение цвета или цветных пятен помогает в этом случае фотографу придать снимку еще большую выразительность, динамизм, экспрессию.

Вот несколько примеров. На снимках старых архитектурных памятников выделяют золото куполов или ажурных оград, на снимках натюрмортов — содержимое хрустальных бокалов, какой-нибудь фрукт или цветок, на портрете юной девушки, выполненном в высоком ключе (светлой тональности), раскрашивают ярко-красным цветом ягоду, которую героиня снимка подносит к своим губам. Можно также на предварительно оттони-рованном в тон сепии портрете оставить без изменения коричневый фон, раскрасив лишь портретируемого. Совершенно неестественные цвета, подобранные для раскраски, создадут на снимке сюрреалистические и абстрактные композиции. В цвет часто вкладывают и символический смысл, который приглушит или, наоборот, вызовет у зрителя вполне определенные мысли и чувства. Конечно, для каждого конкретного снимка и сюжета