Сделай Сам (Огонек) 1994-05, страница 60фотограф сам должен выбирать наиболее удачные цветосочетания, которые раскрывали бы тему, заложенную в снимке. Для лучшего восприятия раскрашенных черно-белых снимков необходимо, чтобы детали изображения и окружающий их фон были достаточно светлы-м и. Поэтому очень часто фотоснимки, предназначенные для раскраски, предварительно полностью или частично тонируют (в светлый тон сепии). Раскрашивание удачнее всего проходит на отпечатках, полученных на бромосеребряных фотобумагах типа «Уни-бром», «Бромэкспресс» и других. А чтобы краски лучше держались на отпечатке, выбирают снимки с шероховатой поверхностью (матовой или полуматовой). При раскрашивании общий тон снимка темнеет, поэтому необходимо, чтобы оригинальный отпечаток был несколько светлее нормального. Прежде чем приступить к раскраске отпечатка, решите, какой краской станете работать. Продумайте цветовые соотношения, которые будете использовать. Учтите, кричащая, неоправданная сюжетом разноцветность и пестрота на снимке разрушат гармонию цветов и оттенков, снизят эмоциональный эффект. Если вы остановили свой выбор на акварели, то отпечаток придется предварительно размочить, а затем промокнуть насухо фильтровальной бумагой. Раскраску проводят на чуть влажном снимке при дневном свете. Акварель — один из поэтических видов живописи. На черно-белом снимке она поможет передать голубизну неба и легкость облаков, пелену тумана и пурпур осенней листвы, подчеркнуть романтику морских просторов или золото солнечного света... Преимущество акварельных красок, разводимых водой, состоит в том, что с их помощью получают изображение исключительной прозрачности и чистоты цвета. Можно, например, наложить один тончайший слой на другой так, чтобы нижний цвет просвечивал через верхний, образуя новый цветовой оттенок. Путем повторной заливки легко усилить цвет. Акварель выпускается в оловянных тюбиках (полужидкая акварель), в фаянсовых чашечках (мягкая акварель), в виде твердых плиток. Для фотоживописи хороши тонкотертые акварельные краски. Для работы с этими красками придется приобрести набор тонких беличьих или колонковых кисточек (они хорошо вби рают воду), баночки для воды, промокательную бумагу. Подготовленный для раскраски отпечаток располагают на мольберте или прикрепляют кнопками к деревянной наклонной доске. С левой стороны кладут кусок мягкой ткани для вытирания кистей, справа размещают краски и палитру — обычно чистый лист отфиксированной, промытой и полувысушенной фотобумаги того же типа, что и раскрашиваемая. (На этой палитре будем пробовать краски, определяя изменение их тона на снимке.) Кисти во время раскраски не забывайте часто промывать водой. Излишки краски со снимка удаляют влажной кистью или ватным тампоном. Мелкие кисти от№ 1 до № 8 удобны для работы в стиле акварельных миниатюр: точкообразное изображение закрывают кистью № 1; мелкие пятно-образные изображения — № 2; более крупные участки — № 3. Для работы над отпечатками крупного формата применяют кисти с № 9 до № 16. Номер кисти означает либо ее диаметр (круглая кисточка), либо ее ширину (плоская кисточка) в мм. По окончании работы кисти хорошо промывают, укладывают волоски на каждой кисточке строго по направлению к ее концу. Хранят кисти в стакане ворсом вверх. Масляными красками проводят раскраску лишь сухих и наклеенных на плотную основу фотоснимков. С масляными красками работать проще, чем с акварельными: они высыхают медленно и не сразу впитываются поверхностью фотобумаги, что позволяет вносить различные поправки в процесс работы (снять лишнюю краску, изменить цвет, добиваясь мягких цветовых и тоновых переходов). Преимущество масляных красок заключается еще и в том, что они не темнеют, не высветляются, сохраняют яркость и насыщенность цвета. Для раскраски отпечатков используют масляные краски, выпускаемые в металлических тубах разной емкости (краски эти в наборах не продают). «Фотохудожнику» вообще-то достаточно иметь краски всего трех основных цветов — красного, желтого и синего. Состав и свойства масляных красок различны, поэтому, работая с ними, помните, что смешивать эти краски без учета их химического состава опасно. Ведь «несоответствие» красок может привести к появлению на изображении различных дефектов, например, изменению цвета, неравномерному высыханию, появлению трещин. Так, при работе нельзя смешивать |