Сделай Сам (Огонек) 2002-03, страница 23

Сделай Сам (Огонек) 2002-03, страница 23

не боится ни горячих щей, ни чая, ни кофе. Рецепта я ее не знаю, не знаком также с составом краски, которой покрашены скульптуры знаменитых фонтанов в Петергофе (меня этот состав перестал интересовать, когда я узнал, сколько чистого золота ушло на данную скульптуру). Кроме механической окраски, изделия золотятся и электролитическим методом. В этом случае при прохождении через электролит электрического тока положительно заряженные ионы золота Аи+ (катионы) осаждаются на катоде, которым является изделие. Так золотят и серебрят предметы бижутерии, часовые корпуса, оружие, ножи, зеркала, вилки, браслеты и т. д. Существует еще один метод покрытия каких-либо изделий чистым золотом. Это приклейка на изделие очень тонких золотых листочков, называемых сусальным золотом. Таким способом золотят оклады икон, церковные купола, рамки художественных картин и т. д.

В «золотых» же красках, продаваемых в хозяйственных магазинах, содержится обыкновенный бронзовый порошок. Замечу, что порошки для красок делают и из других металлов и сплавов. Порошки эти грубого помола и не дают блестящего покрытия. Ведь поверхность крупиц порошка имеет многочисленные грани, которые отражают свет в разных направлениях, то есть не дает блеска.

Но тот, кто пользовался металлическими порошками для приготовления красок, не мог не заметить, что при разведении порошков в олифе или лаке на поверхности суспензии возникает блестящая пленка. Она состоит из самых маленьких пылинок бронзы, которые и придают предмету «золотой» вид. Но в порошках, к сожалению, таких мелких частиц очень мало. Вот о последних мы и поговорим.

На практике известны два способа получения частиц металла тончайшего помола. Первый способ заключается в разделении частиц порошка по фракциям. Порошок разводят в бензине или в воде, после чего суспензию взмучивают. На поверхность всплывает «золотой» слой из самых мелких частиц. Сливаем его. Через 5с снова спиваем слой из всплывших частиц, но уже в другую посуду. И так продолжаем сливать слои пока на дне не останутся самые крупные частицы. Этот метод достаточно эффективен, но дорог — требуется много порошка. Второй способ позволяет избежать отходов, но он более трудоемкий. Здесь порошок превращают в тонкий помол, растирая его в фарфоровой ступке. Для этого в ступку насыпают 1...2 чайные ложки бронзового порошка и заливают ложкой олифы (керосина, скипидара), после чего пестиком бронзу превращают в «золото». Процесс этот длится 5...6 ч, но зато вы станете обладателем порошка, который, если его развести в лаке или олифе, позволит писать полученной краской даже обыкновенным стальным пером. А издепия, покрытые подобной краской, приобретут настоящий золотой блестящий вид.

Так как подобная технология получения «золотой» краски нудна и тяжела, я пользуюсь грубым помолом, но по своей технологии. Беру кисть (или тампон из тряпок), смачиваю ее олифой и наношу последнюю тонким слоем на рамку. Дав первому слою высохнуть, покрываю рамку вторым слоем. Словом, покрываю рамку олифой до тех пор, пока древесина не перестанет ее впитывать. Смазываю рамку последний раз, после чего тампоном напудриваю порошок бронзы на поверхность рамки и аккуратно втираю в