Сделай Сам (Огонек) 2005-06, страница 73

Сделай Сам (Огонек) 2005-06, страница 73

и

ш

ш

ж

П1Ч-1 ■

осину, тополь, потому что, несмотря на небольшую плотность, это очень вязкие породы. Они трудно «отдают» нож, инструмент в них вязнет. Не надо начинать и с твердых пород — еще успеется.

Начинать учиться, набирать опыт надо следующим образом. Возьмите обрезок доски длиной 35...40 см или гладко выстроганную дощечку любой толщины. Ну, какая есть. Начинать учебу надо с проведения прямых линий (долевых и поперечных). Разметив линии на доске, берут резак в правую руку (лезвием к себе) и, не торопясь, с плавным нажимом, наклонив резак в правую сторону, ведут его строго по линии, затем, повернув заготовку, проводят рядом другую резку, в результате из-под ножа должна выйти ровная 3-гранная стружка. Нужна подобная тренировка для того, чтобы приучить руку резать, глаз — видеть прямую линию, словом, почувствовать, как работает резец, как он наклонен, как режется дерево. Освоив резьбу канавок, можно приступить к резке треугольников, из которых и состоит весь рисунок. На рис. 2 я показал направление движения резца. Начинать надо с простого узора (рис. 3).

Совсем забыл о разметке, для которой понадобятся линейка с делениями и циркуль (неплохо, конечно, иметь циркуль-делитель), угольник, малка (желательно американка), ну, и естественно, карандаш,

который должен быть остро заточен.

Как я уже писал, надо начинать с самого простого, не следует браться за сложный или мелкий рисунок. Необходимо с первых дней стараться, чтобы выполненная работа получалась четкой, грани прямыми, углы острыми, срез блестящий, все линии ровными. Сначала будут неполадки, сколы, кривые линии и другие недостатки. Эта работа требует терпения, настойчивости. Но при некотором навыке работы с деревом уже через неделю будет виден результат.

В мое время достать литературу по художественной обработке древесины было очень трудно, сейчас же в каждом книжном магазине можно найти или заказать любую литературу, причем авторы этих книг — мастера своего дела. Это — Иль-яев, Афанасьев, Буринов, Рыженко и многие другие. В этих книгах есть все, включая материаловедение, технологию резания, инструмент, организацию рабочего места. Так что мне нет смысла описывать все это, за меня сделали другие, причем лучше, чем я. Тому, кто любит заниматься резьбой по дереву, не советую экономить на подобной литературе.

Моя задача была дать направление, показать рисунки. Очень жаль, что у меня нет фотографий моих работ. Все это выглядело бы наглядней. На рис. 4..6 приведены образцы применяемых мною узоров.