003. Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь, страница 13

003. Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь, страница 13

подвижн ики

Некоторое время жизнь шла как прежде, но в 1918 году вышел декрет об отделении Церкви от государства, фактически предполагавший конфискацию собственности монастырей и приходов. По указанию архимандрита Вениамина, в стенах Спасо-Преображенского собора устроили хранилище, где были упокоены святые мощи первооснователей обители. Ценности из ризницы монахи тоже спрятали. Запасались продовольствием. В это время ближайшим помощником архимандрита Вениамина стал иеромонах Никифор (Кучин), постриженный в монахи архимандритом Иоанникием в 1913 году.

В апреле 1920 года на Соловки прибыла комиссия Губревкома, с островов начали вывозить запасы продовольствия. Архимандрит Вениамин, пытаясь отстоять хотя бы жизненно необходимую для обители часть имущества, обратился с жалобой в Кемский продовольственный комитет. Меж тем уже пошли обыски и разграбление обители. Из числа монахов, прежде бунтовавших против архимандрита Иоанникия, нашлись доносчики, с чьей помощью были обнаружены некоторые сокрытые ценности. Донос не принес им пользы: они желали «новой» монашеской жизни, но эта «новая» жизнь началась открытием в монастыре большевистского клуба. К осени 1920 года монастырь еще существовал, но часть хозяйства уже отошла созданной на Соловках трудовой коммуне.

В конце 1920 года архимандрит Вениамин и иеромонах Никифор были арестованы по обвинению в сокрытии монастырских ценностей и хранении оружия. Арестованных отправили на лесозаготовки. По окончании заключения, летом 1922 года, прибыли они в Архангельск и устроились на Соловецком подворье; после закрытия подворья их приютил архангелогородский аптекарь Александр Алексеевич Левичев.

Летом 1926 года преподобномученики перебрались в село Часовенское, где жила Анна, сестра одного из послушников обители, Степана Антонова. Позже они поставили себе лесную келью в сорока километрах от ближайшего населенного пункта, на берег)' Волкозера. Питались от трудов рук своих, ловили рыбу. Дважды в год по зимнику приезжал Степан Антонов и привозил им необходимые продукты. Так прошли неполные три года уединения.

Весной 1928 года девятнадцатилетний комсомолец из Часовенского подговорил жителя деревни Коров-кинской, в свои 23 года уже дважды судимого бандита, напасть на келью священноиноков. Он подозревал, что монахи хранят у себя сокровища Соловецкого монастыря. Вечером 4/17 апреля, во вторник Светлой седмицы, бандиты вышли к Волкозеру. В окне кельи долго

горел свет — священно-иноки совершали праздничную службу. Когда вовсе стемнело и погас свет, бандиты подошли к дому и начали стрелять в окно. Стреляли не наугад — зимой один из налетчиков под видом лесного обходчика посещал пустынников и знал расположение кроватей в доме. Но воспользоваться «плодами своих трудов» бандиты не смогли — их охватил небывалый ужас, и они так и не переступили порог кельи. Обшарили лишь чердак, да так ничего и не нашли, кроме бутылки керосина.

Вверху: Поклон ный крест на месте гибели преподобному-чеников. Фото 2005 года.

Справа: Вид на

монастырь со стороны бухты Благополучия.

Этим керосином облили келью и подожгли. Из огня еще были слышны стоны раненых.

9 июня 1928 года из Архангельска приехал Степан Антонов. На Волкозере он нашел лишь останки священноиноков и сгоревшую избу.

Канонизировали преподобномучеников архимандрита Вениамина и иеромонаха Никифора в 2000 году. Память их совершается в день мученической кончины 4/17 апреля и в Соборе новомучеников и исповедников Соловецких 10/23 августа. Летом 2005 года на месте давнего пожарища были обретены святыни — несколько косточек, принадлежавших, видимо, архимандриту Вениамину, и фрагменты кадила.

Предыдущая страница
Следующая страница
Информация, связанная с этой страницей:
  1. Когда выходит журнал православные монастыри?

Близкие к этой страницы