003. Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь, страница 11подвижн ики mm Схима (греч. охпца) — в буквальном переводе означает «внешний вид», «внешность». Первоначально — монашеское облачение, позже — обет православных монахов соблюдать аскетические правила. Монашество имеет три степени. Первая из них — послушник (рясофор), живущий по уставу, но еще не давший монашеских обетов, не умерший для мира и лишь проверяющий свою готовность к иноческому житию. Следующие две степени — собственно монашество: малая схима и большая схима. Принявших малую схиму (обычные монашеские правила) обычно называют монахами или иноками, а принявших большую схиму (особо строгие правила) — схимонахами или схимниками. Обе степени требуют перемены имени. Схимонашество возникло на Ближнем Востоке в V веке, когда для упорядочения отшельничества императорской властью было приказано пустынникам поселяться в монастырях. Пустынников, принявших затвор вместо отшельничества, называли монахами великой схимы; позже затвор перестал быть обязательным для схимонахов. приведена в порядок ризница, составлены списки живых и почивших благотворителей и жертвователей скита. За строгую подвижническую жизнь старец Иов был удостоен пострижения в схиму с именем Иисус (в честь Иисуса Навина). Нередко удалялся иеросхимонах Иисус в пустынные места и посещал пустынножителей, ведя с ними духовные беседы. 18 июня 1712 года находился он у уважаемого им пустынника иеродиакона Паисия, жившего у подножия высокой горы, на которой когда-то часто уединялся преподобный Елеазар. После беседы Иов пожелал побыть некоторое время в одиночестве, и отец Паисий отвел его в особую келью, где до самой ночи схимник молился. Утрудившись, он присел, и вдруг увидел в келье необыкновенный свет и в сиянии небесной славы Пресвятую Богородицу, а с Нею преподобного Елеазара Анзерского. Царица Небесная повелела старцу: «Гору сию нареки второй Голгофой, потому что со временем ей придется много пострадать и стать неисчислимым кладбищем. На вершине горы построй храм во имя Распятия Моего Сына. Я же вовек пребуду в месте сем». С этими словами видение кончилось, но тотчас послышался с высоты другой голос: «Освяти гору Голгофу и поставь на ней крест!» Через день, в праздник святых апостолов Петра и Павла, иеросхимонах Иисус пришел с учениками Мат-фием и Макарием на гору Голгофу, освятил ее и поставил крест, а вслед за тем молитвенную храмину для всенощного бдения. С того времени начался устраиваться скит на горе Голгофе. Очень трудно начинался Голгофо-Распятский скит на Анзере, многие испытания выпали на долю первых скитских монахов и строителя, преподобного Иова, но волею Божией скит все-таки устроился. Старец даже на смертном одре не оставлял своей заботы о ските. По совету с братией оставил он после себя строителем ученика своего отца Макария, когда-то составившего впервые житие преподобного Елеазара. А когда отошел ко Господу 6 марта 1720 года, ученики услышали дивное духовное пение, разливающееся из его кельи. Упокоился старец на самой горе, над гробницей его устроена была часовня. После возведения в 1828 году каменного храма Распятия Господня святые мощи его находились под спудом в храме, в приделе с северной стороны, где и были обретены 29 мая/11 июня 2000 года. Ныне они находятся в храме Воскресения Христова. |