003. Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь, страница 8

003. Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь, страница 8

ммб&шн М?Ж 0е1шли

В основу первоначального текста жития преподобных Зосимы и Савватия Соловецких легла рукопись игумена Досифея, ученика преподобного Зосимы. Еще будучи иеромонахом, он записал устные рассказы преподобного Германа о первых Соловецких подвижниках и самом начале обители.

Тропарь преподобным Зосиме, Савватию и Герману Соловецким, глас 8

Преподобные Зосима и Савватий Соловецкие, с житием. Икона XVII века (Кижи).

Яко светильницы явистеся всесветлии во отоце окияна моря, преподобнии отцы наши Зосимо, Сав-ватие и Германе, вы бо крест Христов на рамо взем-ше, усердно Тому последовасте и, чистотою Богови приближившеся, отонудуже силами чудес обогати-стеся. Темже и мы любезно притекаем в ракам честных мощей ваших и умильно глаголем: о, преподобнии, молите Христа Бога спастися душам нашим.

ним источником это не подтверждается), избегая славы, стремился к пустынножительству. Когда почил преподобный Кирилл, Савватий перешел в Валаамский монастырь. Но там он возжелал еще большего уединения. Радость его была велика, когда он узнал, что на далеком севере, в море, есть необитаемый Соловецкий остров, посещаемый лишь рыбаками в теплое время года. Несмотря на просьбы валаамских монахов не оставлять их, отшельник направил свой путь к берегам Белого моря, где взял в попутчики себе инока Германа, посещавшего Соловки раньше.

В 1429 году подвижники переселились на пустынный Соловецкий остров и провели на нем около шести лет в трудах, посте и молитве. Место их поселения, позднее названное Савватиевым, находится в 10 верстах от нынешней обители, подле горы, именуемой Секирной. На этой горе случилось чудесное событие, заставившее одно мирское семейство, поселившееся было здесь, покинуть Соловки. Однажды преподобный Савватий, выйдя из кельи, услышал плач. Вышедший вслед за ним Герман нашел неподалеку жену рыбака, поведавшую, что два светлых юноши секли ее прутьями, говоря: «Уходите с этого места, вам нельзя здесь жить. Устроится тут жилище иноческому чину и соберется множество монахов во имя Божие».

Когда в 1435 году почил преподобный Савватий, инок Герман ненадолго вернулся на материк и встретил пустынника Зосиму. Сам Господь послал Герману такого попутчика: Герман был не обучен грамоте, а Зосима с детства читал Священное Писание и духовные книги. Объединяло их стремление к монашеской жизни. К моменту их встречи скончались родители преподобного Зосимы, так что ничто больше не удерживало его

История создания жития изложена во включенном в него «Слове о сотворении жития начальник соловецких Зосимы и Савватия» Досифея и в послесловии Спиридона-Саввы, который произвел литературную обработку собранных Досифеем материалов, завершив ее в 1503 году.

В дальнейшем текст жития часто дополнялся. На сегодняшний день известно около трехсот шестидесяти его списков в одиннадцати разных редакциях, из которых самые ранние восходят к пяти спискам, датируемым началом XVI века. Все варианты довольно близки, разнясь лишь в несущественных деталях. Начало истории Соловецкой обители предстает в них таковым.

Преподобный Савватий, первоначальник иноческого жития на Соловках (иногда его называют учеником преподобного Кирилла Белозерского, но ни од-