003. Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь, страница 20плру8л и пчёлыСреди историй, вошедших в разные редакции жития преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, много таких, в которых повествуется о чудесах, произошедших на море. Большинство из них имеют отношение к морской практике Беломорья. Кое-что в этих рассказах заставляет думать, что не все мореплаватели в давние времена отправлялись в море, имея необходимые для того опыт и навыки. Похоже, особый морской менталитет, отличавший беломорцев в последующие столетия, тогда еще только вырабатывался. Предельно легкомысленное отношение к морской стихии уживалось в отчаянных мореходах той поры с глубоким страхом перед ней. Уже в первой из известных ныне редакций жития преподобных Соловецких чудотворцев среди прочих посмертных чудес девять происходят на море. В первой из таких историй рассказывается, со слов старца Митрофана, как в весеннюю путину его артель, имевшая «мно-гы добыткы», далеко ушла в море и долго не могла выйти к берегу. Когда налетела «буря ветреняя велика зело», мореходы стали искать спасения. «И начахом молити Господа Бога и Пречистую Богородицю и святых многых призывати на помощь сих и иных. И не преста волнение». Уже на грани отчаяния, призывали они на помощь «началника соловец-каго, блаженнаго Зосиму», и тотчас «обретеся в ладии нашей старец»,— видимый, как отмечает рассказчик, не всем, а только троим, — и «про-стираше вскрылие мантии обема рукама на обе страны ладии, и волны прохождааху ладию нашю мирно и тихо». Указание на то, что преподобный был видим не каждому, дает понять, что защита святого распространяется на всех, кто в ней нуждается, независимо от того, «видит» эту помощь человек или нет. В другой раз мореходы, «ради противных ветр и волнения мор-скаго», пережидали непогоду у одного из островов архипелага Кузо- Преподобные Зосима и Савватий, с житием. Икона середины XVIII века (деревня Кургеницы Медвежьегорского района). Отражение монастыря в водах бухты Благополучия. |