003. Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь, страница 21

003. Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь, страница 21

Освящение вод во время крестного хода.

ва (на пути из порта Кемь к Соловецким островам). Несколько дней не прекращался шторм, и вот старец Иосиф «взыдох на гору высо-ку и зрех на море». С Кузовов соловецкий берег виден, и узрел Иосиф «над манастырем тем два столпа огнены светяща и до небесе дося-зающа». Мореходы решили, что это «началники манастыря того сияют от гробов своих», и начали молиться Господу, Богородице и их угодникам преподобным Зосиме и Савва-тию. Наутро на море установилась «тишина велия».

Нечто подобное обнаруживается и в рассказе монастырского старца Савватия, прожившего в обители полвека. Во время Великого поста Савватий с другим иноком были посланы игуменом Исайей спасти страждущих на острове Шужмой. Напарник его против этого возражал, но Савватий, когда отплывали они от Соловков, оглянулся и увидел огненную плащаницу, прилетевшую к гробнице Зосимы. И про себя решил, что это знак ему посетить Шужмой. Рассказ этот весьма длинен и удивителен. Заканчивается он тем, что, когда иноки вместе со спасенными идут узким проливом и «множество ледов прииде», некие люди, невидимые инокам, но вполне зримые для спасенных ими, растаскивают лед перед суденышком. А кроме чудес, в нем описываются простейшие правила ухода за больными цингой.

Соловецкие чудотворцы могли явиться отчаявшемуся кормщику, столкнувшемуся с элементарной невозможностью в бурю поддерживать порядок среди своих трудников, чтобы указать, как правильно держать ладью к волне, — и тем спасти от неминуемой гибели. Удивительно ли, что почитание, начавшееся в обители, продолжалось среди «близ моря живущих»? В рассказе об одном из чудес преподобных содержится даже смелая заявка на прославление преподобных Зосимы и Савватия как «скорых помощников». Таким «скорым помощником» на Руси всегда был святой Николай, Мирликийский чудотворец, особо почитаемый мореходами и речниками, — часто храмы, посвященные этому святому, звались в народе «Никола Мокрый».

Посмертные «морские» чудеса преподобных, как ни непривычно это звучит, являются ценным источником сведений о мореходном промысле того времени. Из описания одного из чудес явствует, например, что весновальный промысел (бой морского зверя во льдах) мог осуществляться и на насадах — довольно крупных судах. И получается, что либо насады имели ледовую

обшивку, либо были они не настолько велики, что не могли быть вытащены на лед.

Нередко кормщик сталкивался с элементарной невозможностью поддерживать порядок среди членов экипажа, а святые вынуждены были давать попавшим в трудную ситуацию морякам весьма несложные советы — например, поворотить ладью носом к ветру во время шторма.

Но не только моряки издревле почитали преподобных Соловецких чудотворцев, но и... пасечники. На некоторых иконах преподобный Зосима изображается среди пчелиных ульев. Существует предание, утверждающее, что именно он, возвращаясь из паломничества к православным святыням Востока, в полом стебле тростника принес на Русь пчел. В день памяти «хранителя пчел» пчелиные семейства вывозили на пасеки. Там, помолясь преподобным Зосиме и Савватию, обходили с зажженной свечой вокруг пасеки и кропили ее святой водою.

ЧУДЕСА

КРНТШТ

Чудо, связанное с именами преподобных Соловецких чудотворцев, не так давно произошло в месте вовсе неожиданном. В феврале 2001 года на выставке живописи в Ярославском художественном музее зами-роточила картина, на которой были изображены преподобные Зосима, Савватий и Герман. Художник, написавший ее, впрочем, тоже не совсем обычен. Иерей Сергий (Симаков), настоятель храма Михаила Архангела «в бору» (в селе Архангельское под Угличем), когда-то был довольно известен в московских художественных кругах. Он входил в объединение «20 московских художников», но позже перебрался под Углич и принял священный сан. На экспонировавшейся в Ярославле картине лики ангелов покрылись белыми маслянистыми каплями. В мгновение ока полотно стало объектом поклонения. Возле него многие посетители выставки читали молитвы и осеняли себя крестным знамением.

Лик ангела источает белые капли мирро. 14 февраля 2001 года. Ярославль.