003. Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь, страница 24крветы шбэдшС давних пор монахи-отшельники воздвигали кресты возле своих келий, знаменуя этим победу Сына Божия над смертью. Неудивительно, что первым деянием преподобных Савватия и Германа, прибывших на пустынный Соловецкий остров, стало именно водружение креста. Вверху: Поклонный крест в бухте Благополучия. На заднем плане: Корожная башня. Слева: Крест на месте Онуфриев-ской часовни. Справа: Поклонный крест памяти жертв ГУЛАГа у подножия Секирной горы. Вознесенский скит. Традиция поставления деревянных восьмиконечных крестов поддерживалась во все время существования обители. Анализируя многочисленные исторические изображения, фотографии, иконопись Соловецкого монастыря, нетрудно заметить, что крест был одним из основных элементов священной топографии, опорной точкой духовно-символического пространства Соловков. Многометровые восьмиконечные деревянные кресты воздвигались по всему побережью архипелага и в центральной части островов. Перед закрытием монастыря на островах насчитывалось их около трех тысяч. Были среди них кресты обетные, поклонные, придорожные, маячные, памятные. В Старой Сосновке, например, крестом обозначено место явления иконы Пресвятой Богородицы, нарекаемой «Корсунская» или «Сосновская». Кресты Русского Севера — не просто памятники народной культуры (у поморов они являлись и привычными навигационными знаками, наносившимися на лоцманские карты). Знамениты кресты Мезени и Поморья, высотой с двухэтажный дом, украшенные фартуками, платочками: самой распространенной формой обета было обещание пожертвовать «на крест» отрез материи или полотенце. К наиболее почитаемым крестам ходили за многие километры. При отсутствии храма или часовни у креста отправляли молитвы ко Господу. Традиция воздвижения деревянных восьмиконечных крестов не прерывалась на протяжении многих веков как на Соловецких островах, так и по всему Поморью. К концу XVIII — началу XIX веков сложилась ставрогра-
|