004. Киево-Печерская Лавра, страница 4ХРОНОЛОГИЯ 1051 Преподобный Антоний занял пещеру избранного митрополитом священника Илариона. 1002 Обители передана вся гора над пещерой; построена церковь на месте нынешнего Успенского собора. 1089 Освящение каменного Успенского собора. 1096 Обитель сильно пострадала от половцев. 1151 Монастырь разграблен торками-огузами. 1169 Пожар в обители, учиненный берендеями — союзниками преподобного князя Андрея Боголюбского. 1230 Монастырские здания пострадали при землетрясении. 1240 Разорение от Батыева нашествия. 1 299 Перенесение митрополичьей кафедры из Киева во Владимир. 1320 Киевское княжество под властью литовского князя Гедимина. 1483 Нашествие крымского хана Менгли-Гирея. 1598 Отражение униатских попыток захвата обители. 1616 В монастыре заведена типография. 1688 Обитель подчинена Патриарху Московскому и всея Руси. 1718 Ужасный по разрушительности пожар. 1786 Обитель подчинена киевскому митрополиту и утверждена в степени Лавры. 1918 Убийство настоятеля Лавры, митрополита Киевского и Галицкого Владимира (Богоявленского). 1926 Организация в «бывшей» Лавре заповедника. 1930 Полная ликвидация монастыря. 1941 Фашистские оккупанты взорвали Успенский собор. 1942 Возобновление обители на нижней территории заповедника. 1961 Вторичное упразднение монастыря. 1988 Новосозданной общине передана территория Дальних пещер; начало возрождения Киево-Печерской Лавры. Вид от Успенского собора на Трапезную церковь. из Константинополя вернулся отправленный туда за Студийским уставом инок, почти одновременно с ним в Киев прибыл и митрополит Георгий в сопровождении монаха Студийского монастыря Михаила, который передал Печерскому монастырю устав своей обители. На основании двух этих вариантов Студийского устава (переписчики, надо заметить, часто добавляли комментарии и могли вносить разумеемые ими за верные изменения) и был составлен устав новорожденного монастыря, впоследствии послуживший основой для большинства монастырских уставов Руси. С самого своего основания обитель была обнесена оградой, отделявшей ее от мира и буквально, и символически. Преподобный Нестор Летописец писал, что, выйдя из пещер, монастырь окружил себя деревянной изгородью. Уже к началу XII века вокруг Верхней Лавры были возведены каменные стены. Но особо важным для обители событием послужили закладка и освящение (после пятнадцатилетнего строительства, прерываемого периодически возникающими трудностями в виде княжеских усобиц и разграбивших монастырь в 1078 году половцев) собора Успения Божией Матери — престольного храма монастыря. С его закладкой развернулась здесь бурная строительная деятельность — почти одновременно с собором были возведены Троицкая надвратная церковь и Трапезная, а в селе Берестово, прямо у стен монастыря — Спасская церковь. Так складывался архитектурный ансамбль «колыбели русского монашества», каждый раз, несмотря на после довавшие затем разрушения, терпеливо восстанавливавшийся заново. Немаловажно, что и конфигурация стен, башен и ворот в них, и посвящения надврат-ных либо башенных церквей — все это имело символический смысл. Стены монастырей и городов в Древней Руси воспринимались как образ божественной силы и свидетельствовали, что насельники больше чем на вещественную крепость их надеются на крепость Божию и молитвы святых, незримо эти стены охраняющих. Само стремящееся к окружности ограждение Лавры символизировало, видимо, пояс Царицы Небесной. Извне и внутри ворот (а часто и башен) находились иконы с горящими пред ними лампадами, число ворот определялось священным числом (в Лавре их четверо; число это символизирует Животворящий Крест Спасителя и, опять же, пояс Богородицы). В свою очередь Успенский собор и Всехсвятская (над Экономическими воротами) церковь замыкают треугольник с Троицкой (над Святыми вратами) церковью, осеняя обитель еще и символом Троицы. Успенский собор был освящен в 1089 году митрополитом Иоанном, и через год в нем упокоились святые мощи преподобного Феодосия; преподобный же Антоний был погребен под спудом в Ближних пещерах. Между
Первому русскому иконописцу, легендарному Алипию, по преданию расписывавшему Успенский собор Лавры вместе с греческими мастерами, в Лавре установлена памятная доска. Первому русскому иконописцу, легендарному Алипию, по преданию расписывавшему Успенский собор Лавры вместе с греческими мастерами, в Лавре установлена памятная доска. тем, восстановленный и достроенный монастырь был вторично разорен в 1151 году торками-огузами (наиболее вероятными предками современных гагаузов). Неполные два десятилетия спустя обитель, при взятии Киева полчищами Владимирского князя Андрея Бо-
|