006. Сретенский монастырь, страница 15

006. Сретенский монастырь, страница 15

ПУТЕВОДИТЕЛЬ

Чудом сохранившиеся фрески Сретенского собора. Недавно они были отреставрированы.

полюбившегося москвичам (вспомнить хотя бы знаменитую церковь Троицы в Никитниках), Патриарх Никон тоже не признавал, усматривая в нем отступление от архитектурных канонов Древней Руси и Византии. Почти все церкви, построенные при нем (да и после него — вплоть до появления московского барокко), отличаются суровостью, некоторой даже аскетичностью. Очевидно, вкусы Предстоятеля сформировались под воздействием строгой храмовой архитектуры Русского Севера: в 1635—46 годах он был насельником сначала Соловецкого, а затем Кожеозерского монастырей.

Пятиглавые храмы — такие, как собор Сретения Владимирской иконы Божией Матери, — получили наибольшее распространение в это время как самые благолепные и «символически-выразительные». Центральная, возвышающаяся, глава в данном случае символизировала Главу Церкви — Христа, а боковые — четырех евангелистов, проповедующих Благую Весть четырем

сторонам света. Примечательно, что центральная глава обыкновенно покрывалась золотом, тогда как боковые декорировались более скромно. Это мы видим и на примере Сретенского собора, и на примере многих других храмов.

Вплоть до начала XVIII века собор стоял нерасписанный — судя по всему, на это просто не было средств. Лишь в 1707 году, при игумене Моисее (Ве-ликосельском), жертвованием стрелецкого полковника С.Ф. Грибоедова храм был украшен фресками. Фрески Сретенского собора — последний образец средневековой стенописи в Москве (интересно вспомнить, что в то время, когда они создавались, Москва уже не была столицей, а на берегах Невы строился город, совершенно отличный от всех других русских городов). Для работы над ними были приглашены костромские и ярославские мастера, имена которых, к сожалению, не дошли до нас, поскольку во время пожара 1737 года сгорели все документы, связанные с работой этой артели в монастыре. Несомненно, однако, что она состояла из опытных и умелых иконописцев, а руководил ею талантливый

тш

Канун — в православном храме подсвечник в виде небольшого столика с множеством ячеек для свечей и распятием. Устанавливается в месте совершения панихид, обычно — слева от входа в храм.

й-

М I

л л

I » ' 1

Свечи на кануне.