009. Валдайский Иверский монастырь, страница 14ПУТЕВОДИТЕЛЬ церковь Еюго^жлеш-ф господне с тр^пезнон ГфЛ^ТОН Теплая Богоявленская церковь, расположенная напротив северо-западного угла Иверского собора, возводилась по благословению и плану Патриарха Никона в 1657—58 годах. Это было тяжелое время для Патриарха. В 1657 году он понял, что царь все более отчуждается от него. Церковная реформа, начатая Никоном, была враждебно встречена многими представителями духовенства — даже теми, с кем некогда Никон поддерживал самые тесные отношения. Враги Патриарха оговаривали его перед Алексеем Михайловичем, да и сам царь начал чувствовать себя не в своей тарелке рядом с властным Первосвятителем. Но Никон еще надеялся спасти положение. На Рождество 1657 года он пригласил царя в Иверский монастырь и сделал соответствующие приготов Церковь Богоявления Господня с Трапезной палатой, снимок начала XX века. ления к его приезду, рассчитывая на то, что Алексей Михайлович «отойдет душой» в обители и сменит гнев на милость. Однако царь не приехал. Первая половина 1658 года прошла относительно спокойно (не считая того, что придворные позволяли себе оскорблять патриарших бояр и слуг). А летом, в июле, Алексей Михайлович окончательно дал понять Патриарху, что между ними больше не может быть прежних отношений. 6 июля в Москве принимали, как сейчас сказали бы, «на высшем уровне» грузинского царевича Теймураза. Присутствие Предстояте Современный вид Богоявленской церкви с Трапезной палатой. ля Церкви считалось на таких приемах обязательным. Однако Никона не пригласили. Это было не только прямым оскорблением, но и знаком того, что светская власть готова обойтись в государственных делах без Церкви. Дальше — больше. Царь не присутствовал на богослужениях в кремлевском Успенском соборе ни в праздник Казанской иконы Божией Матери, ни в праздник Положения Ризы Господней. Именно в этот день, 10 июля, после литургии, Никон, сняв патриаршее облачение, покинул собор в черной мантии, с простым посохом в руках. А на Валдае между тем оканчивалось строительство Богоявленской церкви. Никон успел увидеть ее, посетив в последний раз основанную им Иверскую обитель. В 1747 году над Богоявленской церковью была пристроена еще одна маленькая церковь — во имя Сошествия Святого Духа на апостолов. Она была замечательна своим иконостасом, главное украшение которого составляли Царские врата, присланные Патриархом Никоном в 1653 году — еще для деревянного Иверского собора. Богоявленский храм стал первым, где после возвращения обители Церкви возобновились богослужения. После ремонта здесь освятили два престола: главный — во имя Богоявления Господня, второй — во имя преподобного Нила Столобенского. |